В Петербурге начали охоту на уличных музыкантов

Полиция Петербурга вдруг невзлюбила уличных музыкантов: их увозят в отделы полиции, отбирают аппаратуру. Параллельно местный парламент принимает закон о легализации уличных «бардов» — но отношение среди артистов и горожан к нему неоднозначное.

В последнее время уличным артистам в Петербурге непросто – сначала пандемия, потом полупустой туристический сезон, а теперь за них почему-то взялась полиция и законодатели. Музыкантам выписывают штрафы «за незаконное занятие земельного участка», у них отбирают аппаратуру.

Летом 2020 года уличные концерты стали чуть ли не главной отдушиной для горожан. Ещё не работал Эрмитаж, были закрыты клубы и рестораны, транспорт ходил реже, не было толп туристов, а на улицах и площадях собирали публику уличные концерты. Оставшись чуть ли не единственным развлечением в городе, скованном ограничениями, музыканты сорвали «джекпот» внимания. Возможно, поэтому за них и «взялись». Сейчас через полицейские отделы прошли порядка пятидесяти музыкантов, у десяти из них забрали оборудование. Возвращать его планируют через суды.

Как сообщают сами музыканты, им вменяют в основном «самоуправство в проведении массовых мероприятий», а технику отбирают под предлогом «самовольного занятия земельного участка», задерживают – за неповиновение полиции, протоколы выписывают за «пользование водными ресурсами без разрешения». Рассказывают жуткие вещи: как их держали в отделении по пять часов, не давая пользоваться телефоном. Раньше артистов задерживали куда реже и никогда не отнимали технику – могли разве что «пожурить» за шум после десяти вечера. Сейчас якобы стало больше жалоб жителей центра Петербурга на шум от концертов (их называют «стритами»), а полиция начала изымать технику.

Задерживают в самых «сенокосных» местах – у ТЦ «Галерея» на Невском, на Рубинштейна, у Спаса-на-Крови. У полицейских, по словам музыкантов, всегда есть с собой шаблон протокола и текст законопроекта – поэтому артисты считают, что есть некая директива свыше на «зачистку» улиц от них. «Мы слышали от таких же дядей в форме и то, что поменялся начальник полицейский, который музыкантов не любит, и то, что это снова начинается карантин, и то, что это временно, и то, что это навсегда», — говорит один из музыкантов. Тут стоит добавить, что со «стритами» периодически начинают бороться – некоторые помнят давний уже случай, когда в бытность губернатором Валентина Матвиенко ехала по Невскому и сказала «Чтобы этого здесь не было!», указав на музыканта. И действительно, какое-то время на Невском было пустовато. Сейчас, видимо, очередной виток обострения отношений власти с музыкантами.

Ольга Викторовна – координатор уличных выступлений в Петербурге, к ней стекается информация о задержаниях. «МК» задал ей несколько вопросов.

— У музыкантов отбирают аппаратуру. Чем это мотивируют, где техника сейчас, что музыканты делают без аппаратуры?

— Забирают в качестве якобы вещественного доказательства правонарушения. Точно не известно, где техника сейчас, т.к. это зависит от того, в какой участок доставили задержанного. На вопросы музыкантов, когда вернут аппаратуру и у кого уточнять это – нет чёткого ответа, говорят противоречивую информацию. Непонятно, будут ли суды. Звучит как версия, что вопрос возврата аппаратуры будет решать Росреестр. Фактически, музыканты не понимают, куда им обращаться, чтобы вернуть инструменты и какие документы для этого нужны.

— Как вы относитесь к законопроекту о «легализации» уличных музыкантов, который прошёл первое чтение в ЗакСе? Нужен ли он и если да — то зачем и в каком виде?

— Мы подробно изучали опыт Москвы, где был запущен проект «Уличный артист». На деле это предоставило широчайший простор для взяточничества и произвола исполнительной власти. Если разрабатывать проект по координации выступлений уличных артистов, он должен быть интересен и удобен самим артистам, чтобы они относились к соблюдению регламента ответственно, т.к. надежды на исполнительную власть у нас мало.

— Задержания всегда происходили днём, когда музыканты не нарушали закон (не шумели после 23)?

— Не могу точно ответить на этот вопрос, т.к. лично общалась не со всеми задержанными. Все, с кем я общалась, были задержаны днём или вечером, до десяти часов.

«Прежде никогда не сгоняли, — рассказывает Евгения Чёрных, которую задерживали. — А сегодня сразу доставили в отдел с изъятием. Есть там одна женщина, вылетела сразу, как милиционеры подошли, начала жаловаться, что житья ей от нас нет, как перестрелять всех хочется. И вслед выкрикнула, чтобы она нас больше не видела. В отделе пол- часа думали над статьёй, оформили протокол о доставлении, зафиксировали изъятые вещи при понятых (которые немногим раньше были задержаны из-за распития спиртных напитков), оформили административку и отпустили. Длилось все часа три-четыре».

Музыканты говорят, что полицейские при задержании иногда признавались: они сами любят уличные концерты. Впрочем, не все считают, что артисты – сугубо пострадавшие. Пианистка Валерия Летова (играет на джембе), которая часто выступает с молодым человеком на улицах европейских городов, отметила, что петербургские музыканты куда более громкие – здесь принято выступать с мощными усилителями, что едва ли понравится жителям ближайших домов.

«Во всех странах ничего согласовывать с муниципалитетом или жителями ближайших домов не нужно. Идёт своеобразная самоорганизация внутри самого сообщества музыкантов, – рассказывает девушка. – Есть определённые неписаные правила вежливости, уличный этикет так сказать – например, не становиться друг к другу ближе, чем на триста метров, не включать усилитель слишком громко. Принципиальное отличие от Петербурга в том, что в других странах больше акустической музыки, усилители используются только очень маленькие. Но это и специфика места, Питер большой, шума больше, услышать музыканта без усилителя будет сложнее. Плюс странная проблема – люди часто играют в состоянии алкогольного опьянения (видела несколько раз). В Европе же так выходить – это стыдно». Итак, регулирующих законов в европейских странах нет, но работает некий этикет, порядочность, не позволяющая музыкантам слишком сильно шуметь и выходить к слушателям пьяными. В России с «этикетом» не очень – может, нам как раз и нужен специальный закон?

Один из авторов законопроекта об уличных музыкантах – скандально известный депутат Денис Четырбок. Его перу принадлежит и знаменитый «закон о наливайках», согласно которому в Петербурге должны были закрыть бары площадью меньше полсотни квадратных метров, расположенные в жилых домах. Закон прошёл через парламент, потом его подписал Александр Беглов, но на волне общественного резонанса власти признали, что поторопились с решением. Если бы закон остался в изначальном виде, огромное количество аутентичных баров, составляющих знаменитую петербургскую барную культуру, вынуждены были бы закрыться. Согласно свежей инициативе депутата, в Петербурге должны появиться узаконенные места для уличных музыкантов, а выступления там артисты должны будут согласовывать. Например, на Невском может быть всего порядка шести «официальных» точек – хотя по факту в хорошую погоду вечером выходного дня на главной улице гораздо больше музыкантов. По закону их сейчас как бы не существует – как нет и понятия «уличный музыкант». В сети шутят, что власть «нацелилась на жирный теневой сектор экономики».

Истoчник: Mk.ru

.

Комментарии закрыты.