Уникальный автомобиль, обслуживавший лидеров СССР, выставлен на продажу

У любителей эксклюзивных олдтаймеров появился шанс пополнить свою коллекцию редчайшим экземпляром советского автопрома. На продажу выставлена «Чайка»-универсал ГАЗ-13С. Такие спецмашины выполняли роль санитарных автомобилей, которые должны были следовать — на всякий случай — в кортежах первых лиц государства. Чтобы «VIP-санитарка» не выделялась среди вереницы правительственных лимузинов, ее красили в черный цвет. За это машина и получила свое прозвище «черный доктор».

Фото: en.wikipedia.org

Это была штучная продукция — первая в мире модель представительского санитарного автомобиля. Таких «черных докторов» в СССР изготавливали по спецзаказам, поступившим с самого верха. Знатоки до сих пор спорят, сколько же всего спецавтомобилей ГАЗ-13С было выпущено. Наиболее вероятное их количество 15–20 штук. Самые первые машины были изготовлены в 1973 году (по другой информации — в 1968-м), выпуск последних датируется 1982 годом.

История советских «санитарок» для генсека началась еще в сталинские времена. Тогда СССР утер нос всем «продвинутым» капиталистам. На московском автозаводе был налажен выпуск медицинских автомобилей на базе лимузина ЗИС-110. Этот спецавтомобиль, к созданию которого подключился тогдашний руководитель столичной Службы скорой помощи Александр Пучков, вызвал удивление даже у американцев, известных своими достижениями в автомобилестроении: столь навороченной медицинской машины у них тогда еще не было.

Именно «сто десятые» «ЗИСы-санитарки» на протяжении полутора десятков лет обслуживали медучреждения, входившие в состав созданного для советской элиты Четвертого управления Министерства здравоохранения СССР. Однако на рубеже 1970-х эти авто уже выглядели архаично на фоне более современных советских лимузинов. И вот тогда из Кремля поступило распоряжение: создать новый медицинский автомобиль, как бы мы сейчас сказали «премиум-класса», для обслуживания руководства партии, правительства, армии.

Важная деталь: такая машина не должна была выполнять функции реанимобиля для экстренного спасения жизни высокопоставленного пациента. Задача будущей VIP-«санитарки» была скромней: в случае возникшей необходимости быстро, но с комфортом и с возможностью применения поддерживающих деятельность организма процедур доставить «государственного человека» в «кремлевку». (Для более сложных случаев использовался особый реанимационный микроавтобус.)

В качестве базовой модели для создания «кремлевской санитарки» было выбрано одно из самых крутых представительских авто, выпускавшихся тогда в Советском Союзе, — «Чайка» ГАЗ-13. Из-за большой загруженности специалистов Горьковского автозавода спецмашины поручили собирать их коллегам из Латвии.

На известный своими микроавтобусами рижский завод RAF из Горького привозили вполне готовые серийные лимузины «Чайка», и здесь прибалтийские автомобилестроители переделывали их в универсалы. Проект такой машины был подготовлен группой конструкторов, которую возглавлял известный инженер и дизайнер Артур Эйсерт.

При переделке срезали заднюю часть крыши лимузина, демонтировали багажник, а вместо них приваривали к корпусу удлиненную крышу, кормовой отсек с дополнительными окнами и вставляли сзади еще одну, пятую дверь. Все эти дополнительные элементы кузова на заводе изготавливались, собирались и подгонялись друг к другу вручную.

Внутри получившегося довольно просторного салона такого представительского универсала были размещены носилки (вдоль левого борта), а также сиденья для двух сопровождающих медицинских работников. Кроме того, здесь можно было разместить необходимое оборудование: баллоны с кислородом, дефибриллятор, капельницу (всей медицинской «начинкой» спецмашины комплектовали уже в Москве).

ГАЗ-13С в экспозиции Военно-технического музея

Фото: Ольга Шуклина

С учетом того, что многие партийные и советские «боссы» в 1970-е гг. находились уже в весьма преклонном возрасте, было введено правило, согласно которому во время их проезда по улицам города в составе правительственного кортежа наряду с основным лимузином и автомобилями охраны должна иметься также и медицинская машина (обычно она двигалась в хвосте вереницы). Чтобы санитарные «Чайки» не выделялись, следуя в колонне правительственных авто, их «маскировали». О каких-то красных крестах или иных отличительных знаках на борту вообще речь не шла. Даже цвет кузова велено было делать «не медицинский»: «Чайки»-универсалы красили не в белый, а в черный цвет. Отсюда в обиходе у медиков и пошло такое неофициальное название: «черный доктор» (впрочем, по воспоминаниям некоторых ветеранов, было в ходу для «тринадцатых» «Чаек»-«санитарок» еще другое прозвище — «черная врачиха»).

Салон ГАЗ-13С отделялся от водительского места особой перегородкой. Чтобы ничьи нескромные взгляды не могли побеспокоить вельможного пациента, на боковых окнах, на заднем окне имелись плотные занавески. Большой сюрприз ждал несведущего человека, который попытался бы открыть заднюю левую дверь машины: через нее невозможно было попасть в салон, а в проеме видна была лишь маленькая ниша, где располагалось запасное колесо.

Санитарные «Чайки»-универсалы выпускались поштучно по специально направлявшимся на RAF заказам. Такие машины находились в кремлевском Гараже особого назначения, в гараже Минобороны…

Есть информация, что по крайней мере два экземпляра таких универсалов были собраны в варианте автомобиля-катафалка. В 1982 году рижские автомобилестроители получили необычный заказ: на завод привезли два уже собранных здесь ранее ГАЗ-13С, которые необходимо было переоборудовать для перевозки трупов. Как оказалось, такая просьба исходила от руководства Вьетнама. В ту пору у этой социалистической республики обострились отношения с соседним Китаем. Вот-вот могла начаться война. На этот случай вьетнамские товарищи решили подстраховаться: их беспокоило то, что ситуация может сложиться так, что с приближением фронта придется эвакуировать из столицы, Ханоя, лежащее там в мавзолее забальзамированное тело великого вождя Хо Ши Мина.

Нашим специалистом пришлось с вьетнамским заказом повозиться. Почти всю прежнюю санитарную оснастку из салона убрали, зато установили внутри машины мощный кондиционер, который мог обеспечить при перевозке тела необходимую для его сохранения температуру. Поскольку в СССР компактных кондиционеров не производили, на «Чайки»-катафалки установили агрегаты японского производства. Когда машины были готовы, их срочно отправили грузовым самолетом во Вьетнам.

До наших дней уцелело 12 универсалов «Чайка» ГАЗ-13С. И вот одна из них, «прописанная» в Иванове, сейчас выставлена на продажу. Судя по объявлению, машина выпущена в 1980 году (это обозначено на сохранившейся заводской табличке). Она почти полностью комплектная, но находится не в ходовом состоянии, требует проведения ремонта и реставрации.

Цену за свой раритет продавец назначил семизначную — 2 миллиона рублей. Много или мало для такого олдтаймера? Чтобы понять это, корреспонденту «МК» пришлось прицениться к обычным «тринадцатым» «Чайкам». В Интернете нашлось более десятка объявлений с предложениями о продаже таких советских лимузинов. Запрашиваемые хозяевами цены на них очень сильно колеблются в зависимости от состояния ретромобиля. За некоторые отреставрированные «до заводского вида» машины с малым пробегом просят 11–15 миллионов. Не столь «новенькие» «Чайки» могут обойтись покупателю в 5–6 миллионов. Ну а изношенную «старушку», накрутившую за свою долгую жизнь на колеса 150 тысяч километров, готовы уступить менее чем за 3 «лимона».

Кстати, около 6 лет назад в Киеве была выставлена на продажу «сестренка» нынешней «Чайки» — такой же универсал ГАЗ-13С. Тогда плату за четырехколесный раритет его владелец захотел получить в валюте: 120 000 долларов.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.