Дипломат оценил шансы признания Карабаха Арменией

В августе 2008 года Грузия напала на Южную Осетию и находившихся там российских миротворцев. Завершилась эта авантюра Михаила Саакашвили признанием Россией независимости двух бывших грузинских автономий – Южной Осетии и Абхазии. Может ли Ереван в ситуации, когда война в Нагорном Карабахе, по сути, возобновилась, пойти по пути Москвы и признать независимость Нагорно-Карабахской республики (НКР)? В последние дни в Ереване говорят об этом все чаще.               

Личный архив Владимира Казимирова.

Президент Армении Армен Саркисян заявил, что это произойдет, если не удастся вернуть Азербайджан за стол переговоров. В то же время премьер-министр Армении Никол Пашинян в соцсети написал, что возможности добиться приемлемого статуса Карабаха путем переговоров больше нет. По его мнению, последний шанс был исчерпан в 2011 году во время переговоров в Казани. 

Война, по словам г-на Пашиняна, может помочь решить вопрос статуса Карабаха. Но при одном условии – если армяне в ней победят. Почему же Армения до сих пор не признавала независимость НКР? Об этом в эксклюзивном интервью «МК» рассказал автор Соглашения 1994 года о бессрочном прекращении огня в Карабахе, которое тогда положило конец войне, Владимир Казимиров. Советский и российский дипломат, в 1992-1996 годах – глава российской посреднической миссии, полномочный представитель президента России по Нагорному Карабаху, сопредседатель Минской группы ОБСЕ.

— Владимир Николаевич, почему независимость Карабаха до сих пор не признана Арменией?

— Потому, что она пыталась избежать нового обострения. Предполагалось, что признание независимости Карабаха Арменией ужесточит позицию Азербайджана и создаст дополнительную напряженность в этом регионе. Из этого исходили армяне в былые времена. По крайней мере, мне они излагали именно эти соображения.

Но 27 сентября ситуация изменилась кардинально. Боевые действия возобновились по всей линии соприкосновения враждующих сторон. Это, безусловно, требовало основательной подготовки.

Сколько раз устами своих самых высоких представителей Азербайджан заявлял, что война еще не окончена. Эти угрозы звучали на протяжении десятилетий. В Баку, видимо, сочли нынешний момент наиболее подходящим. Потому что США заняты своими выборами, Россия уделяет большое внимание событиям в Белоруссии, тут еще появилась и Киргизия. Весь мир озабочен пандемией. Руководство Азербайджана решило, что обстановка благоприятная для осуществления его планов. Так что военные действия уже имеют место быть. И они возникли не из-за признания Карабаха.

— А если сейчас Армения все же признает Карабах, какие последствия повлечет за собой этот шаг? Не приведет ли это к тому, что начнется уже война между Азербайджаном и Арменией?

— Между Арменией и Карабахом существует тесное взаимодействие. И я даже думаю, что военнослужащие из Армении участвуют в боях в Карабахе. Но Азербайджан в отношении самой Армении, как члена ОДКБ, все же проявляет определенную осторожность. Конечно, вопрос о признании предстоит решать самому Еревану. Но тут встает вопрос, насколько велики шансы, что будет признание и со стороны других государств. Это надо изучить. Потому что, я полагаю, цель признания Карабаха Арменией состоит в том, чтобы подтолкнуть к аналогичным действиям и другие страны.  

— Мне приходилось слышать мнение экспертов, что признание независимости Карабаха Арменией может вызвать недовольство Запада и подтолкнуть его к экстренному принятию в НАТО Грузии и Украины. Такое возможно?

— Это проблемы совершенно разного характера. В НАТО не могут быть приняты страны, у которых не все в порядке с границами, которые имеют неурегулированные конфликты на своей территории.

— Возможно ли введение российских миротворцев в Карабах? И почему они не были введены во время войны в 90-х?

— Москва тогда высказывала готовность разместить своих миротворцев в Карабахе. Запад занимал по этому вопросу сдержанную позицию. Но на это требовалось согласие обеих сторон. Армяне были согласны, азербайджанцы то соглашались, то выступали против.

Вопрос и сейчас стоит именно так: миротворцы могут быть введены с согласия и Армении, и Азербайджана. По идее, на это должен дать согласие и сам Нагорный Карабах. Но я не уверен, что Азербайджан может дать согласие на размещение российских миротворцев. Потому что это поставит его в деликатное положение перед Анкарой. Анкара сейчас пытается составить некий четырехугольник: Россия и Турция за спинами Еревана и Баку. Эта формулировка абсолютно неприемлема, так как Россия по сути является основным посредником в урегулировании этого конфликта на протяжении многих лет.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.