С кремлевских звезд исчезли тысячи ценных камней

Москва в эти дни отмечает «геральдический» юбилей. 85 лет назад, в конце октября 1935 года, на главных башнях Кремля прежний символ Российской империи – двуглавых орлов, заменили пятиконечными звездами, принятыми в качестве главного символа в новом социалистическом государстве. Впрочем первый такой опыт оказался мало удачным — ценные камни, которыми были украшены звезды, не выдержали испытания.

Снятые Никольский и Боровицкий орлы в ЦПКиО имени Горького, 23 октября 1935 года.

Фантастические пернатые хищники с двумя головами украшали четыре главных стрельницы Кремля на протяжении более 250 лет. Первую из этих геральдических птичек укрепили еще в 1654 году по велению государя Алексея Михайловича на Спасской башне. Позже орлами были увенчаны другие проездные башни крепости — Троицкая, Боровицкая, Никольская.

После большевистской революции эти позолоченные фигуры, видные издалека, превратились в настоящую антисоветчину. Посреди «красной» Москвы, столицы первого в мире государства рабочих и крестьян, вознесены к небу символы проклятого царизма! Убрать, непременно убрать!

Однако, в отличие от других мест в городе, откуда удавалось без особых проблем сковырнуть двуглавых орлов, эти четыре были почти недоступны для пролетарского гнева. Огромные позолоченные птицы обосновались на высоте от 52 до 77 метров, — поди-ка дотянись до них.

Первые анти-орлиные подходы были сделаны еще Лениным. Один из близких соратников Ильича позднее вспоминал, что тот «несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена». Позднее, в июле 1924-го, группа московских рабочих отправила в Совнарком письмо с просьбой снять с кремлевских башен двуглавых орлов – символ рабоче-крестьянского бесправия. В этом же письме чуть ли не впервые была высказана идея о конкретной замене: вместо прежних «царских птиц-уродов» увенчать башни серпом и молотом — символом власти рабочих и крестьян.

Как произвести такую рокировку? У авторов письма на сей счет было готовое предложение: в качестве подьемных устройств использовать аэростаты. Впрочем, реализовать эту идею оказалось все-таки невозможно. В тогдашней Москве попросту не было подходящего по грузоподъемности оборудования, да и деньги властям приходилось экономить, расходуя на самые неотложные проекты по возрождению и развитию города после разорительных лет воины и революции.

За последующее десятилетие «орлиная» эпопея продвинулась мало. Впрочем эти годы все-таки отмечены двумя заметными подвижками. Во-первых, группа специалистов во главе с известным художником академиком Игорем Грабарем по заданию обитателей высоких кабинетов подготовила экспертное заключение, согласно которому «ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Индульгенция на снятие данных геральдических символов была получена.

А во-вторых, появилась завоевавшая одобрение в верхах идея о том, что взамен орлов следует установить на шатрах кремлевских башен пятиконечные звезды. К этому пришли не сразу. Еще летом 1930 года управляющий делами Совнаркома Николай Горбунов написал секретарю президиума ВЦИК Авелю Енукидзе: «Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками». Однако уже вскоре после этого руководители страны согласились, что более правильным будет разместить вместо орлов пятиконечные звезды, которые являются одним из символов СССР. 31 декабря 1931 года на заседании секретариата ЦИК СССР в Кремле даже постановили выделить на снятие орлов и замену их символикой СССР почти 100 тысяч рублей.

Однако окончательное решение было принято летом 1935 года. В августе газеты опубликовали сообщение ТАСС: Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) прино решение к 7 ноября – очередной годовщине Великой Октябрьской революции, снять четырех орлов, венчающих башни Кремля (а кроме них заодно и еще двух таких птичек, укрепленных на шпилях Исторического музея). Вместо них установить на Спасской, Николькой, Троицкой и Боровицкой башнях пятиконечные звезды с эмблемой «Серп и молот» посередине.

Проектированием и изготовлением этих звезд занимались специалисты нескольких конструкторских организаций, заводов. Подключены были также сотрудники Центрального аэрогидродинамического института, которым надлежало провести все расчеты по устойчивости будущих звезд против ветровой нагрузки. Эскизы и рабочие макеты будущих наверший разработали и изготовили мастера художественных мастерских Большого театра под руководством известного художника-декоратора Федора Федоровского.

Когда макеты были готовы, их осмотрели специально приехавшие для этого высокопоставленные деятели партии и правительства – в том числе Хрущев, Булганин, которые дали в итоге добро на изготовление таких новых кремлевских символов.

Те первые звезды сделали ажурными. Каждая собрана в виде каркаса из тонких металлических профилей: нержавеющая сталь, обернутая тонким слоем меди, позолоченной сверху. Звезды отличались по размерам: самые большие, для Спасской и Никольской башен, имели размах лучей 4,5 метра, а те, что на Троицкой и Боровицкой, были поменьше – соответственно 4 и 3,5 метра. Кроме того отличались они и рисунком своих ажурных внутренних узоров. Например, грани Спасской звезды были заполнены исходящими из ее центра лучами, а вот грани ее «сестрички» с Троицкой башни заполняли стилизованные изображения колосьев.

В середине каждой свезды крепилась эмблема «Серп и молот» диаметром 2 метра. Эти барельефы изготовили из стали и бронзы на одном из ленинградских заводов. Затем каждое изображение символа рабоче-крестьянской власти было украшено ценными поделочными камнями, привезенными с Урала – горным хрусталем, топазами, аметистами, александритами. В общей сложности потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 карат. Каждый из этих камушков был предварительно заключен в серебряную оправу и уже затем крепился к эмблеме. Столь трудоемким делом почти полтора месяца занимались почти 200 московских и ленинградских ювелиров.

Чтобы снять старорежимных орлов и водрузить на их место новые звезды, пришлось проектировать и изготавливать специальные краны. Кроме того инженерам и рабочим пришлось повозиться с укреплением верхушек шатров башен и устройством на них прочных поворотных опор для будущих звезд.

Первой установили звезду на Спасской башне. Работы здесь были завершены 24 октября 1935 года. Днем позже подобной обновкой украсилась башня Троицкая, еще через день – Никольская, и, наконец, 27 октября было установлено новое навершие на башне над Боровицкими воротами.

Однако век тех самоцветных звезд оказался недолог. Очень скоро выяснилось, что с их конструкцией и внешним видом вышла промашка. Под воздействием едкой столичной атмосферы, копоти из заводских и печных труб, аквамарины-аметисты-топазы быстро потускнели, потеряли свою красоту. А некоторые, не выдержав натиска снегов и дождей, перепада температур и ветров, даже вовсе вывалились из своих гнезд. Да и позолота стала быстро терять первозданный блеск. Уже через год вместо первоначального парадного их вида звезды превратились в мрачноватые черно-серые силуэты, оживить которые, заставить переливаться не мог ни яркий солнечный свет днем, ни специально направленные лучи прожекторов вечером и ночью.

Пришлось все затевать по новой. В мае 1937 года Советское правительство приняло решение к 20-летнему юбилею революции украсить кремлевские башни новыми звездами – собранными из пластин рубинового стекла и снабженными внутренней подсветкой. Таких звезд должно быть сделано пять. Помимо прежних четырех проездных башен Кремля статус «звездоносной» решили присвоить еще и угловой Водовзводной.

При проектировании новых рубиновых звезд учли и исправили и еще одну оплошность, допущенную разработчиками первого проекта: для большей гармоничности пропорций силуэтов башен звезды, венчающие их, сделали чуть меньше прежних, чтобы не давили своей излишней массивностью устремленные к небу стройные шатры. Вместо прежних 4,5 метров звезда на Спасской башне  получила размер 3,75 метра, такой же изготовили и ее «соседку», венчающую Никольскую башню. Остальные три рубиновых чуда Кремля имеют размах лучей от 3,5 до 3 метров.

Одна из снятых в 1937-м первоначальных кремлевских звезд пригодилась для украшения другого примечательного сооружения столицы, — ее установили на шпиле главного здания Северного речного вокзала.

Судьба «свергнутых» двуглавых кремлевских орлов покрыта тайной. Исследователи пришли к выводам, что, вероятно, три из них, были сразу же уничтожены (позолоту перед этим содрали и передали в хранилища Госбанка). Четвертому повезло больше. Его сберегли при спуске с шатра и даже выставили осенью 1935-го в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького на всеобщее обозрение рядом с новой звездой, только что изготовленной для украшения кремлевской твердыни (мол, смотрите, граждане, насколько наш новый социалистический символ красивее прежнего царского!). После этого вернисажа опальный орел несколько лет хранился в закрытом для посещений Успенском соборе. Почти всю войну он провел во дворе Большого Кремлевского дворца. Сохранились воспоминания нескольких музейных сотрудников Кремля, которые в середине 1950-х видели «чудо-птицу» лежащей на полу в бывшей дворцовой церкви Воскресения Лазаря. Потом следы этого артефакта окончательно затерялись.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.