Роспотребнадзор опубликовал новые предписания по защите от коронавируса, введя масочный режим по всей стране. Для всей России теперь стала актуальна фраза: «Обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах». Мы посмотрели, как это уже реализуется на практике.

Фото: Геннадий Черкасов

– Очень интересно наблюдать за жителями сейчас, – делится Светлана Борисовна, руководитель ТСЖ одного из домов на юго-западе Москвы. – Если раньше все были такие вежливые, около лифта всегда спрашивали «Вас подождать?», то сейчас ровно наоборот. Периодически слышу агрессивное: «Езжайте! Я на следующем!». В лифт стараются заходить по одному либо только своей семьёй, даже в грузовой. Поэтому я думаю, что масочный режим в лифте останется на совести жителей. У нас есть камера в лифте, но вряд ли мы будем по ней следить за нарушителями. Как видите, люди и так понимают ответственность и опасность.

Зато в лифтах административных зданиий контроль за соблюдением масочного режима ляжет на плечи руководства, и здесь работает простая логическая цепочка. Маски полагается носить в общественных местах, практически любая организация – это общественное место. Соответственно, и сотрудники, и посетители должны будут соблюдать масочный режим и в коридорах, и в лифтах.

«Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек», — сказано в пояснении на официальном сайте Роспотребнадзора.

Кое-где, впрочем, решают проблему проще: нет лифта – нет проблемы.

– У нас лифты не работают с тех пор, как мы вернулись с удалёнки в июне, — рассказывает Татьяна, работающая в небольшом офисном здании на Рочдельской улице. – Просто запретили пользоваться ради эпидемиологической безопасности. Ну, на второй-третий этаж подняться не так сложно.

В высотках, конечно, по лестнице не побегаешь… Как рассказывают посетители смотровой площадки на 89 этаже одной из башен Москва-Сити, маски и перчатки сотрудники просят надевать сразу же после предъявления билета – и не разрешают снимать их до выхода. Соответственно, и в лифте тоже – в маске.

Наши люди без маски на такси не ездят

С масками на общественном транспорте уже давно худо-бедно разобрались – вход без маски в метро или автобус чреват штрафом 5000 рублей, и с этим все уже смирились. Следующие на очереди – такси. Представителям крупных агрегаторов такси разрешили отказывать в перевозке пассажирам без маски – правда, и сами водители должны носить средства защиты.

— Для себя я эту проблему давно решил, — рассказал Александр, владелец мини-таксопарка. – Купил специальные мягкие перегородки, отделяющие передние сиденья от задних, это недорого. Они крепятся к стойкам и спинкам передних сидений. Это снимает сразу все вопросы от пассажиров — и водителю не приходится настаивать, и сам он меньше подвергается опасности.

Проблема ровно одна: часто едет трое или четверо человек, и один из них должен сесть на переднее сиденье. Вот тогда приходится требовать маску. Но процентов 80 или даже больше заказов можно вывезти на одном заднем сиденье.

Следить за тем, чтобы его водители работали в масках, Александр не планирует.

«У таксопарка есть контактный телефон, он написан на карточке в машине, — рассказывает перевозчик. — Кроме того, если кто-то хочет пожаловаться, он может это сделать через агрегатор. Будут жалобы — будем разбираться».

Интересно, что аналогичным образом предполагают вести себя и сами агрегаторы. «Пассажир может пожаловаться на работу водителя без средств индивидуальной защиты, — рассказали «МК» в одном из крупных агрегаторов такси. — Мы оперативно реагируем на эти жалобы и принимаем меры — вплоть до блокировки конкретного водителя или даже перевозчика, если жалобы на его машины поступают регулярно. Отслеживать ношение масок в реальном времени у нас нет ни технических ресурсов, ни полномочий».

— Я для работы купил пластмассовый щит, как у сварщика, — рассказал «МК» Владимир, работающий в такси с начала 90-х. — По закону это тоже средство индивидуальной защиты, так что требовать от меня еще и маски не имеют права. А в маске целую смену пусть сами работают. Я с этим щитком никого не заражу, это точно — пассажир же не целоваться ко мне лезет. Вот от самих пассажиров я маски требую — в конце концов, мне уже 55 лет, я почти в группе риска.

Видеонаблюдение за масочным режимом из всех транспортных систем, возможно, первым появится в каршеринге. «Техническая возможность видеоконтроля за наличием маски у водителя у нас есть, — рассказали «МК» в одном из операторов этого сервиса. — Вопрос в обновлении клиентских соглашений, сейчас он рассматривается. Но вообще-то позиция государства в этом вопросе поражает: каршеринг это уникальный вид городского транспорта, который не является общественным. Это легковой автомобиль, в котором не происходит контакта между незнакомыми людьми — в отличие от такси и тем более классического наземного транспорта и метро. Дезинфекция поверхностей салона санитайзером полностью решает проблему возможного инфицирования».

Ночная жизнь с регистрацией и СМС

Постановление Роспотребнадзора носит рекомендательный характер, а дальше каждый регион сам решает, как именно его трактовать – поэтому Москва проигнорирует совет закрывать ночные заведения (бары, рестораны и клубы), которые работают с 23:00 до 6 утра. По мнению властей, для контроля за распространением заболевания достаточно QR-кодов, которые появились на прошлой неделе – напомним, что каждый любитель ночной жизни теперь должен зарегистрироваться при входе в клуб или бар, и если выяснится, что одновременно с ним в заведении был носитель вируса, об этом сообщат по СМС. Соответственно, нового удара по бизнесу ждать не стоит.

– Я знаю нескольких человек, которые принципиально отказались от посещения клубов, пока тут действуют новые правила, — рассказала Мария Жемчугова, администратор одного из ночных заведений столицы. – Я могу понять этих людей: все-таки в клуб приходят не только слушать музыку и выпивать, все мы понимаем, людям хочется анонимности, какой-то тайны… Однако эти люди в меньшинстве. Большинство постоянных клиентов регистрируется на входе и не делает из этого проблемы.

Истoчник: Mk.ru