На конференции об онлайн-образовании вырубился звук

Технологические оптимисты ошиблись: новые технологии при переходе на дистанционку не облегчили, а усложнили работу вузов; а переход к «цифре» усилил образовательное неравенство. Такой диагноз поставили участники XI Международной конференция исследователей высшего образования, открывшейся 29 октября в Высшей школе экономики.

Исак Фрумин.

Центральный вопрос обсуждения сформулировал научный руководитель Института образования Исак Фрумин: «Что не удалось сделать дистанционке в высшем образовании?» И один из ответов стал очевиден сразу: значительная часть онлайн-доклада самого Фрумина прошла без звука.

Впрочем, та часть его выступления, что не пропала даром, дополнила картину: «Прежде всего, технологические оптимисты оказались слишком большими оптимистами: при переходе на дистанционку технологии не облегчили, а усложнили работу вузов. Выиграли лишь представители технологического авангарда, тогда как большинство преподавателей показали слабые цифровые навыки.

Вдобавок «цифра» обострила образовательное неравенство. В школе разрыв увеличился драматически. Но и в вузах 10% студентов не имели возможности работать дистанционно, а среди студентов из малообеспеченных семей — 30%».

В итоге стало ясно: «В последнее время мы усиленно вкладывались в цифровую инфраструктуру. Но значительная часть этих вкладов оказалась не туда! Более половины вузов не имеют доступа к надежным средствам связи, а потому рекомендуют своим преподавателям сокращать продолжительность лекций до 40 минут, чтобы работать на бесплатных платформах. Еще 50% не имеют электронных средств управления, из-за чего при переходе на дистанционку они потеряли своих студентов»,- констатировал эксперт.

Главное же, что просто «пересидеть», «переждать» этот сложнейший период не получится, предупредила проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич:

— То, что происходит сейчас – не временные проблемы, а «новая нормальность», к которой университеты должны адаптироваться. Так, привычный баланс между преподаванием, исследованиями и сервисной деятельностью (консультирование коллег, общение и т. п.) сместился сейчас в сторону преподавания. Но в то же время преподаватели стали меньше времени проводить со студентами, а больше тратить его на подготовку к занятиям и проверку работ, из-за чего в целом их рабочий день значительно вырос.

Кстати, отсутствие норматива нагрузки для профессорско-преподавательского состава при переходе на онлайн-работу стало одной из главных ловушек для преподавателей: именно из-за этого формат их работы, констатировали в ВШЭ, вплотную приблизился к показателям «24/7». И это при полном отсутствии механизма возмещения стоимости домашнего интернета и дополнительного оборудования для качественной трансляции занятий из дома.

Есть и другие «ловушки» для преподавателей, отметила Евгения Опфер из ВШЭ. Например, не урегулировано при работе на дистанционке использование онлайн-ресурсов других университетов. Нет и четких требований к аккредитации вузовских онлайн-программ. А ведь перевод обычных программ в эту форму является одной из главных проблем для преподавателей! 

Впрочем, досталось от дистанционки и студентам: так, 40% заявили на опросах об увеличении учебных нагрузок. Однако еще сквернее пришлось тем, кто только собирался стать студентом, и особенно ребятам из регионов, ибо онлайн-зачисление создало неравные условия для поступающих: далеко не у всех студентов была техническая возможность подать документы в «цифре».

Региональные вузы, к слову сказать, также намаялись с дистанционной приемной кампанией. Многим не хватало времени на проверку достоверности сведений, поданных абитуриентами в режиме онлайн. Вдобавок к тому отмена зачисления по подлинникам документов с переходом на зачисление по заявлению абитуриента привела кое-где к зачислению первокурсников в несколько вузов сразу.

— Система высшего образования вступила в долгосрочный период турбулентности, — подытожил Фрумин. И всем нам придется к этому приспосабливаться.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.