Депутат Госдумы Александр Васильев предложил штрафовать за превышение скоростного лимита даже на 1 км/ч. Парламентарий (38 лет, из Пскова, фракция «Единая Россия», член комитета по транспорту и строительству), считает, это нужно сделать ради повышения водительской культуры. Спикер Госдумы Володин на словах отверг это предложение. С его позицией согласны наши эксперты.

Фото: Наталья Мущинкина

Александр Васильев в своем предложении исходит из того, что любой человек, превысивший разрешенную скорость даже на километр, и сейчас является нарушителем. А общественное мнение надо менять, чтобы злостным нарушителем считался тот, кто ежедневно превышает скорость, а не тот, кто платит штрафы. Поэтому, считает депутат, и следует упразднить дельту в 20 км/ч — чтобы знак «60» означал действительно 60, а не 79. Совсем как в новой этике ухаживаний за девушкой — «нет» значит не «да» и не «может быть», а именно «нет».

Как восприняла идею автомобильная общественность — пояснять не приходится. «Спят и видят, как собрать побольше штрафов», — отмечает в своей страничке в социальной сети главный редактор профильного журнала «За рулем» Максим Кадаков. Автомобильный правозащитник Петр Шкуматов с ним соглашается: по его мнению, разговоры об отмене нештрафуемого порога превышения ведутся в интересах владельцев частных камер фиксации нарушений (во многих регионах России действуют концессии на контроль скорости). Объем выписываемых в России штрафов в этом году уже превысил 1 млрд долларов, а нововведение кратно увеличит эту сумму, уверен он.

— Чтобы понять, откуда взялся этот так называемый защитный скоростной интервал — 20 км/ч — нужно знать, что 10 км/ч это техническая погрешность средств измерения, — отмечает общественник. — Да, сейчас появляются камеры с погрешностью даже в 1 км/ч, распространены камеры с погрешностью в 3 км/ч, но общая погрешность системы измерения все равно выше: она устанавливается по правилу «трех сигм», когда погрешность самого худшего прибора умножается на 3 и дальше округляется до целого. 3 км/ч (погрешность наиболее распространенных радаров) умножаем на три. Результат – «девять» — округляем и получаем порог в 10 км/ч. Это технический интервал, который гарантирует, что измерительный комплекс не допустит ошибку.

Вторые 10 километров в час, говорит Петр Шкуматов, это своего рода компенсация за крайне низкий уровень организации дорожного движения в России. Очень часто скоростной режим устанавливается со значительной перестраховкой и потому не соответствует ни категории дороги, ни реальным условиям движения. Пример — московская Северо-Восточная хорда, на которой, при конструктивной скорости движения 120 км/ч, установили скоростной лимит в 60 км/ч — по умолчанию, поскольку дорога расположена в границах Москвы. Десять камер фотовидеофиксации на уже открытых участках СВХ генерировали мощный поток штрафов, после чего под давлением общественности там все-таки установили более разумное ограничение 80 км/ч.  

«Когда знак ограничивает скорость, но как бы не действует на превышение +20 — эта ситуация, конечно, не вполне нормальна, — отмечает замглавы Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Александр Евсин. — Но главная проблема сейчас в другом: неправильное проектирование, неадекватные нормативные скоростные режимы, щедро разбавленные идиотскими «скоростными ямами», введёнными бюрократами в борьбе с «очагами аварийности». Пока не будет наведён порядок хотя бы в очевидных вещах, никаких поправок отменять нельзя. Считаю нужным сначала привести в соответствие проектирование дорожного движения, а потом после решения этой серьёзной проблемы заниматься этой поправкой».

Позиция автомобильного сообщества (а также, как видим, части профессионалов организации дорожного движения) не меняется на протяжении последних лет. На стороне адвокатов отмены «нештрафуемого порога» — два аргумента: необходимость порядка (что и озвучивает депутат Васильев), мол, нарушение есть нарушение, и быть его не должно, и новейшие западные тренды к абсолютной безопасности на дорогах.

Так, программа Vizion Zero, стартовавшая в Скандинавии и имеющая сторонников в России, одним из главных инструментов снижения аварийности и смертности на дорогах как раз видит снижение любыми способами скорости автомобильного трафика. Правда, сторонники этого движения чаще предлагают не отменять «нештрафуемый порог», а снижать номинальные скоростные лимиты — с 60 до 50, с 50 до 40 км/ч и так далее. Однако идея не понизить «нештрафуемый порог» на 10 км/ч, а отменить его вовсе — является некоторой новостью: раньше о таком не заявлялось.

— Не исключено, что речь идет об элементе торга, — рассказал «МК» собеседник в центральном аппарате ГИБДД. — Я не думаю, что наши службы готовы к полной отмене порога скорости: пойдет вал обжалований, все очень быстро устанут их отрабатывать, начиная с судов. Но: сейчас вот депутат потребовал нулевой скоростной порог, а это значит, что потом большие начальники с трибуны скажут: ребята, ноль это, конечно, перегиб, но давайте сделаем 10-километровый порог скорости. И это будет вроде как компромиссом, на который автосообщество будет вынуждено пойти.

Пока же превышение, по данным столичного Дептранса, стало самым частым нарушением ПДД за 10 месяцев этого года. За это нарушение было наказано 58% водителей, привлеченных к административной ответственности. На втором месте с большим отрывом — 25% — идет нарушение разметки, затем езда по выделенной полосе, несоблюдение требований знаков и правил проезда перекрестков. Иными словами — реформа «нештрафуемого порога» превышения скорости не может не стать резонансной.

Истoчник: Mk.ru