Уже очевидно, что из-за пандемии коронавируса осенняя сессия в вузах, как и предыдущая, весенняя, также пройдет в режиме онлайн. Как на условиях анонимности сообщили нам преподаватели, они загодя готовятся к крупным тратам на покупку аппаратуры, программного обеспечения и платформ, необходимых для удаленного приема экзаменов, а также предвкушают ляпсусы в студенческих ответах, возникшие из-за списывания и подсказок.

Фото: pixabay.com

Экзамен экзамену, конечно, рознь. К примеру, экзамены по спецкурсам и другим предметам специализации у старшекурсников проходят легко: тут и сдающих не так много, и все они известны кафедре как облупленные. Так что все, по словам преподавателей, тут все обходится «без детских уловок и уверток».

Иное дело — экзамены по так называемым общим курсам, которые слушают все студенты, а нужны для будущей специализации они лишь десятку из потока в 120-150 человек. Такой курс обычно принимает лектор, который не только даже смутно не представляет потенциала каждого сдающего, но знать не знает в лицо подавляющее большинство студентов. Тут-то и начинается самое интересное.

По правилам, перед онлайн-экзаменом студент, разумеется, предъявляет документ, подтверждающий его личность. Например, студенческий билет. Но качество связи не позволяет с уверенностью идентифицировать вышедшего на экзамен. А это порождает почву для самых разных комбинаций, вроде формирования пула «специалистов» по сдаче того или иного экзамена. Студенты-то, как ни крути — люди сообразительные, да еще и отличающиеся повышенным чувством взаимовыручки.

Другой сессионный лайфхак — списывание, возможности которого режим онлайн, ясное дело, чуть ли не удесятеряет. Как идет получасовая подготовка к ответам на билет, преподаватели сплошь и рядом не видят. Да это, по правде сказать, и не так важно, поскольку позже, при ответе, экзаменатор видит лишь лицо студента и часть стола. Что лежит (или кто стоит, сидит) сбоку от компьютера, никому, кроме экзаменуемого не ведомо. А это может быть что угодно — от планшета с ответом на соответствующий запрос в интернете, до подсказчика, компетентного в выпавшем вопросе.

Правда, при устных ответах опытный преподаватель без труда поймает студента на списывании или подсказках: всего какая-то пара-тройка вопросов по курсу — и дело в шляпе. А вот письменные испытания — дело другое. Тем более, что в ряде вузов официально позволяют сдавать экзамены (причем, не текущие, а даже дополнительные вступительные испытания)… в наушниках! А такой везухой, согласитесь, грех не воспользоваться. И многие-таки пользуются.

Кто такие, например, по вашему мнению, упомянутые в одной из экзаменационных работ Герцон и Одарев? Ежу понятно: Герцен и Огарев, просто автор ответа именно так услышал в наушниках подсказку «специалиста». А как объяснить утверждение в другой работе, что «Зиновье и Каменев потеряли хвосты?» Да очень просто: продиктовали не «хвосты», а «посты», а человек недослышал и в простоте душевной, а, может, и в пылу экзаменационного задора, не подумав, так и ляпнул в ответе, как ему померещилось.

Смеяться над студенческими приколами можно сколько угодно. А вот то, что преподавателей бросили на сессию, как на амбразуру, безо всякой поддержки, совсем не смешно. Ни подключения к платным платформам, позволяющим долго и качественно общаться со студентами онлайн, ни оплаты интернет-трафика, ни тем более обеспечения компьютерами со всеми необходимыми наворотами, вроде видеокамер — ничего этого преподаватели не получили! Помочь пообещали лишь в одном случае. Правда, выдать на время сессии компьютер и тут отказались. Зато от щедрот своих пообещали привезти упаковку гречки или туалетной бумаги. И это — беспрецедентный случай стремления вуза помочь своему преподу.

— Вообще дистанционное образование – такая вялотекущая катастрофа, — подытожил сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов. — Усваивание информации студентами существенно упало, качество образования соответственно рухнуло на дно. Проводить сессию в таких условиях пустая трата времени: и так понятно, что уровень понимания студентами материала будет крайне низок. Тут складывается сразу несколько проблем. Во-первых, это принципиальные ограничения самого формата дистанционного образования. Многие вещи так рассказывать просто невозможно. Во-вторых, дистант требует совсем другого формата подготовки преподавателями, и очень специфических навыков. Преподаватели зачастую такими навыками просто не обладают, да и, имея и без того запредельную нагрузку, начать тратить на подготовку к занятиям в 1.5-2 раза больше времени отнюдь не способствует улучшению качества преподавания. В-третьих, многие преподаватели просто не обеспечены необходимым оборудованием: планшет, веб-камера, свет, качественный интернет. Ну а те, кто обеспечен – в основном за свой счет. В общем нужно отдавать отчет, что нынешние студенты, особенно первых курсов будут иметь образование куда ниже чем наш средний (и без того не блестящий) уровень.

Истoчник: Mk.ru