21 ноября в Санкт-Петербурге прошел муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Из-за коронавирусных ограничений школьники выполняли задания из дома или в классе без контроля со стороны педагогов. Естественно, в таких условиях некоторые пытались отыскать правильные ответы в Сети — к тому же решения задач уже через полчаса появились на одном из популярных ресурсов. Однако, как выяснилось позднее, эти решения оказались неверными. Причем на сайт их специально загрузили сами организаторы мероприятия, чтобы поймать с поличным нерадивых участников.

Фото: Алексей Меринов

О необычной попытке борьбы со списыванием питерского жюри в соцсетях рассказал Константин Кнопп, преподаватель и популяризатор математики из Санкт-Петербурга.

«Как несложно догадаться, уже через 10 минут после старта олимпиады некоторые условия задач появились на znanija.com. С мольбой «помогите решить» и, естественно, без указания источника задач. Примерно через минут 20–30 ко всем «уплывшим» задачам на том же ресурсе появились и вполне разумные решения. И это было бы очень грустно, если бы не два общих свойства этих решений: все они были написаны членами жюри (авторами задач и составителями вариантов) и все они были неверными», — сообщил Кнопп.

По мнению преподавателя, целью жюри было оценить масштаб проблемы и деанонимизировать участников, которые списали решение из Интернета. При этом, по словам Кноппа, подобная мера не нова и уже использовалась при борьбе со списыванием на ЕГЭ.

— Читеры (люди, пытающиеся победить нечестным путем. — «МК») — это бич всех интеллектуальных соревнований, — отметил преподаватель. — Пару лет назад в Сеть в ночь перед проведением уплывали целые варианты региональных олимпиад по физике, русскому языку… Перед каким-то из ЕГЭ само наше Министерство образования выкладывало в Сеть в немалых количествах разные фейковые варианты, чтобы, даже если утечет что-то из верных вариантов, найти его в море фейков было бы крайне трудно.

Тем временем действия членов жюри вызвали бурную реакцию общественности. Некоторые даже обвинили жюри в провокации и неуважении к участникам олимпиады, ведь бессовестное поведение детей — еще не повод для такого же нечестного ответа со стороны взрослых. Однако многие родители, наоборот, выступили на стороне организаторов муниципального этапа и поддержали их желание наказать нечестных участников.

Действительно, мотив действий членов жюри вполне объясним. Из года в год и без пандемии вокруг того же муниципального этапа происходят скандалы из-за списывания. Да, победа на муниципальном этапе не дает никаких преимуществ, кроме выхода в региональный этап. Но где гарантия, что кому-то не удастся выиграть и его с помощью обмана? К тому же утечки заданий уже не раз случались. Все это нередко приводит к тому, что у действительно талантливых детей пропадает стимул и желание участвовать в олимпиаде. Это как допинг в спорте, с преимуществом, полученным нечестным путем.

О том, насколько актуальна проблема со списыванием заданий на Всероссийской олимпиаде школьников во время пандемии и можно ли с ней справиться, нам рассказал координатор проведения ВОШ в Москве, научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко: «Электронные технологии при проведении ВОШ в Москве использовались еще до пандемии. В том числе муниципальный этап по ряду предметов уже в прошлом году проходил на компьютерах, поэтому столица в целом была готова к проведению этого этапа олимпиады в дистанционном формате. Главный акцент в работе со школьниками, педагогами и родителями мы делаем на разъяснении абсолютной бессмысленности списывания на втором этапе. Сама по себе победа на муниципале ничего не дает, а стать победителем регионального и тем более заключительного этапа нечестным путем в нынешних условиях практически невозможно.

В этом году в связи с дистанционным форматом олимпиады количество участников муниципального этапа увеличилось в разы. Например, русский язык в столице писали 46 тысяч школьников, хотя обычно количество участников не превышает 20 тысяч. Тем не менее нам удается минимизировать случаи нечестного выполнения заданий. Муниципальный тур в столице проходит в онлайн-режиме, за всеми участниками наблюдают педагоги. Кроме того, у нас есть специальные программы, которые помогают вычислять несамостоятельные работы. Санкт-Петербург сейчас находится только в начале пути по переходу на электронные технологии в проведении ВОШ. В связи с этим мне кажется, что метод борьбы со списыванием, выбранный жюри по математике, вполне допустим. В своей работе нам тоже иногда требовалось использовать подобные приемы».

Истoчник: Mk.ru