В России произошла небесная революция, о необходимости которой так долго говорили. Правила полетов гражданской авиации и использования воздушного пространства изменились кардинально. Подготовила изменения Росавиация. По утверждению ее представителей, все делается исключительно в интересах безопасности полетов. Мы узнали мнение пилотов по поводу нововведений.

Фото: pixabay.com

Вопрос изменения этих правил так или иначе касается миллионов граждан, которые пользуются самолетами. Сегодня в небе России одновременно находятся до полутысячи российских и иностранных воздушных судов. И это при том, что из-за пандемии интенсивность авиасообщения сильно снизилась.

Итак, что поменялось? В ночь на 3 декабря российская гражданская авиация окончательно простилась с советским авиационным метрическим наследием. Теперь высоту полета всех гражданских воздушных судов экипажи и диспетчеры оценивают в футах, а не в метрах.

До 3 декабря существовало разделение – при полете по маршруту эшелон считали в футах, а при подлете к аэродрому переходили на метры. Теперь с этим раздвоением покончено. Кстати, в мире после этого осталась лишь одна страна, где пилоты оперируют метрами. Это Таджикистан. Авиация всех остальных стран давно перешла на футы. Даже в Северной Корее.

Не будет больше в нашей авиации и разночтений при закладке «нулевых» данных в высотомер. Раньше в качестве «нуля» вбивали стандартные 760 мм, то есть давление воздуха на уровне Балтийского моря, а при подходе к аэропорту назначения переходили на показатель – высота до земли. Так называемая высота QFE. Возникал разнобой. Одно дело, если аэропорт находится у моря, как в Сочи или Калининграде, а другое дело – когда он в горах. Теперь все альтиметры будут однообразно откалиброваны на стандартную высоту моря, а посадку пилоты будут осуществлять с поправкой на высоту конкретного аэродрома.

Кроме того реформа включает изменение схем и маршрутов движения в воздушном пространстве Москвы, Архангельска, Вологды, Екатеринбурга, Котласа, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Тюмени. По замыслу организаторов реформы, оптимизация схем полета повысит безопасность и даже позволит сэкономить, благодаря спрямлению маршрутов.

Судя по всему, революция в нашей гражданской авиации готовилась давно. Тем не менее, некоторые зарубежные партнеры за ней не успели. Так, ряд глобальных поставщиков электронных авиакарт не смогли вовремя обновить базы данных. Из-за этого в ближайшие недели пилотам придется в некоторых случаях чаще обращаться к картам бумажным, а также больше общаться с диспетчерами. Но, по мнению экспертов, это болезнь роста, и ее скоро вылечат. Кстати, вся госавиация, включая ВВС, авиацию МЧС, ФСБ, остается в прежней системе координат. У них без изменений.

Вот как оценил нововведения пожелавший остаться неназванным пилот гражданской авиации, имеющий большой опыт работы в китайской авиакомпании:

— Все сделано правильно. Мир движется в эту сторону. Недовольны только старички, динозавры, которые летали на Ту-154 в СССР. Это пережитки прошлого, советские традиции.

Пилот гражданской авиации с 40-летним стажем, имеющий опыт пилотирования «Боингов» и «Эрбасов» Владимир Сальников также считает, что нововведения на пользу дела.

— В том, что эти изменения происходят, абсолютно ничего страшного нет. На безопасности полетов в худшую сторону это не отразится. Наоборот, упростит многие вопросы.

Мы движемся в сторону сближения с признанными во всем мире правилами полетов и управления воздушным движением. Кстати, эти изменения в нашей стране поэтапно вводились, начиная еще со времен СССР. Мы же еще тогда летали за границу и переходили с метровой системы измерения на футы. Никаких вопросов не возникало. Все летчики обучены пересчитывать. Например, эшелон 330. Это в футах. И мы по памяти уже знаем – сколько это будет в метрах. 

Тем не менее, конструкторы нам эту задачу облегчили уже в те давние времена. Еще лет 30 назад это было сделано. Советские самолеты Ан-24, Як-40, Ту-134, Ту-154 дорабатывались под международные требования. Были внесены изменения в бортовое оборудование. Установлены высотомеры, адаптированные и к метрической системе, и к футовой. Образно говоря, всего-навсего нажимаешь кнопочку, и показания высоты переходят из метров в футы. Для того, чтобы этих «головоломок» не было.

Весь мир, ну, или большая часть мировой авиации — почти 90% — летает по правилам Международной организации гражданской авиации – ICAO. А эти правила рекомендуют всем странам перейти на футовую систему. Поэтому мы и перешли.

— А что с разделением понятий – верхнее и нижнее воздушное пространство?

— Да, при полете по маршруту считали высоту в футах, а при подходе к аэродрому посадки переключались на измерение высоты в метрах. Сейчас все это унифицировано, и будет легче.

То же самое и с установкой альтиметров. Для каждого аэродрома определялась граница перехода на относительную высоту аэродрома посадки. Она определялась из условий рядом расположенных вышек, гор, холмов.

— Еще вводятся унифицированные условные обозначения аэропортов из сочетания пяти букв вместо прежних названий, например, «Климовск» или «Гагарин». Это правильно?

— Раньше были только бумажные карты. На них в советские времена были географические названия. Как вы говорите, например, «Климовск», «Гагарин». Теперь обозначение упростили. Проще будет и нашим российским пилотам, и иностранцам, для которых слова «Гагарин» или «Климовск» — затрудняют восприятие. Теперь вводятся пятибуквенные выражения конкретного аэропорта. Они и будут забиваться в план полета.

— Поставщики электронных баз не успели обновить данные…

— Ничего страшного нет. В качестве резерва электронных носителей пилоты всегда получают карты Jeppesen, особенно если летят за границу. Эти карты, кстати, на территории нашей страны не все отражают. Ведь у нас есть аэропорты совместного военного и гражданского базирования или военные аэропорты, в которых разрешено выполнять рейсы гражданским самолетам. Обычно военные не всегда с большим желанием передают координаты и схемы захода и вылета для внесения в иностранные базы данных. Для использования таких аэропортов предусмотрены свои инструкции.

В свою очередь, президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов считает реформу в управлении воздушным движением своевременной: «Так весь мир летает, то есть мы сейчас интегрировались в международные правила». По словам эксперта, калибровка бортовых альтиметров на давление, приведенное к уровню моря, позволит избежать ошибок в пилотировании и даже катастроф.

— Этот подход более безопасен, особенно на горных аэродромах, — сказал Игорь Дельдюжов. — Если помните, в Ленинакане было землетрясение, и туда прилетели на помощь Ил-76 из Ульяновского центра. И самолет в гору врезался. Вот они тогда перепутали показатели высотомера, потому что использовали давление аэродрома. И таких катастроф было много в горах.

Истoчник: Mk.ru