Власти Нидерландов испугались гражданской войны

В Нидерландах продолжились столкновения противников новых коронавирусных ограничений с сотрудниками правоохранительных органов. Вышедшие на улицы молодые люди, недовольные объявлением комендантского часа, бросали в полицию камни и фейерверки, грабили и крушили магазины. В ответ полицейские применили слезоточивый газ. Власти опасаются, что самые «страшные за последние сорок лет беспорядки» в стране могут привести к «гражданской войне».

Фото: AP

Полиции пришлось применить водометы и слезоточивый газ для разгона демонстрантов в Эйндховене, Роттердаме и Амстердаме. В понедельник, 25 января, беспорядки перекинулись на такие города, как Амерсфоорт, Хертогенбос, Гаага, Зволле, Бреда, Харлем и Тилбург.

Противники ограничительных мер, введенных из-за COVID-19, бросали петарды и камни в правоохранителей, переворачивали автомобили, грабили супермаркеты и разбивали витрины магазинов. В некоторых населенных пунктах даже пришлось приостановить работу общественного транспорта.

В общей сложности за последние сутки было арестовано более 250 человек. В прессе сообщается, что в беспорядках участвуют в основном группы местной молодежи. Средний возраст протестующих, по оценкам наблюдателей, составил 15-20 лет. Более того, по данным нидерландских СМИ, призывы участвовать в несанкционированных протестных акциях активно распространялись через социальные сети.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте резко осудил беспорядки в стране, которые назвал «худшими за последние 40 лет». По его словам, действия протестующих «не имеют ничего общего с борьбой за свободу, а являются преступным насилием».

«Это неприемлемо, — добавил глава нидерландского правительства. – Все нормальные люди будут относиться к этому с ужасом».

В свою очередь мэр Роттердама Ахмед Абуталеб даже издал чрезвычайный указ, который дает полиции более широкие полномочия для ареста демонстрантов.

Мэр Харлема Йос Винен заявил, что все хотели бы избавиться от вызванных коронавирусом ограничений: «Но это не дает никому права перемещаться по городу в составе банды, поджигать имущество, бросать фейерверки и заниматься вандализмом».

Сильнее всего от беспорядков пострадал Эйндховен: бунтовщики поджигали машины, разбивали окна, бросали камни и фейерверки в полицию, грабили супермаркет и другие магазины. Местный мэр Джон Йорритсма сказал, что его «город плачет» и он вместе с ним. Он также назвал бунтовщиков «отбросами земли», добавив: «Я боюсь, что если мы все начнем себя так вести, то окажемся на пути к гражданской войне. Я больше не могу спокойно наблюдать за всем этим. Что, развернуть армию?»

Другие правительственные чиновники заявили, что инициаторов беспорядков не не волнуют их гражданские свободы. «Эти протесты захвачены людьми, которые хотят только одного – бунта, – заявил председатель Совета национальной безопасности Хуберт Брюльс. – Они не демонстранты, а коронавирусные хулиганы».

Пожалуй, эта характеристика лучше всего подходит для определения участников нидерландского «бунта», не выдвигающих внятных требований, а выплескивающих свое недовольство в виде бессмысленных погромов и столкновений с полицией. Хотя в соцсетях некоторые пользователи высказывают предположения, что юные бунтари могут быть организованы по принципу группировок футбольных фанатов, а значит – могут иметь лидеров, с которыми властям следует серьезно поговорить, чтобы положить конец хаосу. Эксперты говорят, что необходимо поддерживать связь между правоохранительными органами и молодежными работниками, которые знают, что происходит в тех районах, где они работают.

Но звучат среди голландских политиков самого разного спектра и обвинения в адрес друг друга – как минимум в потакании бунтовщикам. Левые винят в создании соответствующей атмосферы националистов из праворадикальных партий, тогда как правые утверждают, что за погромами стоят леваки.

Как пишет издание De Standaard, вызванные введением комендантского часа беспорядки демонстрируют взрывной потенциал сдерживаемого разочарования по поводу коронавирусных ограничений: «Напряжение в обществе постепенно нарастает. Маниакально-депрессивная картина пандемии утомляет всех нас. В одну минуту свобода кажется вполне достижимой, в следующую ее снова отодвигают. Если этот цикл повторится, то даже самый дисциплинированный гражданин не сможет продержаться дольше… Пламя опасно приближается к пороховой бочке. То, что произошло в Нидерландах, где все обычно так цивилизованно обсуждают: поджог испытательного центра, насилие в отношении больницы, невероятно! — должно служить последним предупреждением».  

Другое издание, De Telegraaf, утверждает, что эти беспорядки не имеют ничего общего с коронавирусными протестами: «Только дезориентированные умы могут спутать это невероятно разрушительное безумие с искренними демонстрациями против комендантского часа… Мы должны различать часто наивных граждан, которые хотят, чтобы их голоса были услышаны мирно, и агрессивных вандалов, которые бродят по улицам, грабят и ищут конфронтации с полицией. Мы должны выяснить, кто стал зачинщиками насилия… Не может быть никакой терпимости к насилию. На уличный террор может быть только один ответ — жесткое репрессивное вмешательство для восстановления порядка. Нельзя допустить, чтобы в этой стране царил хаос».

Напомним, 23 января, в Нидерландах впервые после Второй мировой войны был введен ночной комендантский час на фоне распространения COVID-19. Он действует с 21:00 до 04:30 и продлится как минимум до 9 февраля. Его ввели после предупреждения Национального института здравоохранения об опасности новой волны пандемии из-за так называемого «британского штамма» коронавируса. При этом суточный прирост заболевших в стране снижается уже несколько недель подряд. В общей сложности в Нидерландах зарегистрировано более 953 тысячи случаев коронавируса, умерло почти 13,6 тысяч человек.

Нарушителям комендантского часа грозит штраф в размере 95 евро. Правоохранители оштрафовали около 4 тыс. человек за нарушение этой антивирусной меры.

Естественно, решение нидерландского правительства вызвало сильное негодование в обществе. Однако часть публики не ограничилась мирным выражением своего недовольства: молодые бунтовщики запускали фейерверки и бросали стеклянные бутылки в полицейских, строили баррикады из велосипедов на дорогах и забрасывали камнями больницы. Более того, на выходных группа молодых людей в городе Урк, расположенном в 80 километрах от Амстердама, сожгла мобильный центр для экспресс-тестирования граждан на коронавирус. Министр здравоохранения Уго де Йонге назвал произошедшее «беспределом».

Не удивительно, что происходящее заставило министра юстиции Ферда Грапперхауса заявить, что арестованных во время беспорядков ждут не просто штрафы в 95 евро за игнорирование «коронавирусных» правил, а более жесткие судебные иски.

Стоит заметить, что еще до введения комендантского часа в этом месяце в Нидерландах проходили несанкционированные протестные акции. Так 17 января полиция по охране общественного порядка разогнала около 2000 человек, проводивших неразрешенную демонстрацию в Амстердаме против общенационального локдауна. (Напомним, что бары и рестораны в стране закрыты еще с октября, школы и магазины второстепенных товаров не работают с середины декабря. Помимо комендантского часа, в стране введен запрет на полеты из Великобритании, Южной Африки и Южной Америки из-за опасений, связанных с распространением новых мутаций вируса.) Собравшиеся на Музейной площади, площади перед Государственным музеем и художественными галереями музея Ван Гога протестующие размахивали плакатами с надписью «Вакцина против COVID = яд». При этом, по данным властей, большинство участников митинга игнорировали правила социального дистанцирования и не носили масок.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.