В санкциях США к России нашелся китайский след

Начало марта ознаменовалось своеобразной юбилейной датой — 75-й годовщиной фултонской речи Уинстона Черчилля. 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в городе Фултон Уинстон Черчилль выступил перед студентами в присутствии президента США Гарри Трумэна с речью, которая дала старт «холодной войне». Казалось бы, та «война» канула в Лету вместе с исчезновением Советского Союза. Однако в наши дни все чаще звучат заявления об угрозе новой «холодной войны», чему способствует очередной виток обострения противостояния между Западом и Россией. На днях Евросоюз и США ввели новый пакет санкций против Москвы и обещали добавки в будущем. Из России в ответ звучат жесткие заявления.

Фото: Алексей Меринов

На этом фоне в Кремле вспомнили о 75-летнем юбилее речи Черчилля в Фултоне. На днях пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Отношение некоторых стран Запада к России практически не изменилось с момента фултонской речи, произнесенной британским премьером Уинстоном Черчиллем в 1946 году и ознаменовавшей начало «холодной войны». По словам Пескова: «Многое в этом мировоззрении осталось без изменений и даже обогатилось более конфронтационными нотками, к сожалению. Поэтому нужно об этом помнить. Нужно помнить, что все конфронтационные механизмы, такие как НАТО, которые были созданы, действуют, работают и создавались не для мирного взаимодействия, а для серьезного противостояния». Дмитрий Песков констатировал, что конфронтационные структуры продолжают работать против России и «вынуждают быть начеку, принимать все необходимые меры для защиты страны».

Но параллели между «холодной войной» и обретающей свои контуры «холодной войной-2» не столь линейные. Мир сильно изменился с 1946 года. Уинстон Черчилль считал главной угрозой западным странам экспансионистские устремления коммунистического СССР: «Сегодня на сцену послевоенной жизни, еще совсем недавно сиявшую в ярком свете союзнической победы, легла черная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руководимого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устремлений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру». Черчилль объявил, что бывших союзников разделяет «железный занавес»: «От Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море на Европу опустился железный занавес».

75 лет спустя США и их союзники вступают в стратегическое противостояние с Китаем, а не с Россией. По сообщению ТАСС, госсекретарь США Энтони Блинкен во время выступления, посвященного стратегическим приоритетам во внешней политике его страны, заявил, что считает американо-китайские отношения «крупнейшим геополитическим вызовом XXI века». Блинкен также отметил: «Несколько стран представляют серьезный вызов для нас, в том числе Россия, Иран и Северная Корея».

«Ассошиэйтед пресс» в своем материале приводит слова кандидата на пост главы ЦРУ в администрации Джозефа Байдена Уильяма Бернса: «Победа над Китаем станет ключом к нашей национальной безопасности в ближайшие десятилетия. Китай — грозный авторитарный противник, методично укрепляющий свои возможности по краже интеллектуальной собственности, подавлению собственного народа, запугиванию соседей, расширению своего глобального влияния и наращиванию влияния в американском обществе. Мне трудно разглядеть более значительную угрозу или вызов для Соединенных Штатов, насколько далеко можно заглядывать в XXI веке, чем эта. Это самое большое геополитическое испытание, с которым мы сталкиваемся».

Таким образом, если бы Уинстон Черчилль выступал в Фултоне в наши дни, то назвал бы главной угрозой для США, Великобритании и ЕС Китай, а не Россию. Современный Китай, как и СССР, является коммунистической державой с динамично развивающейся экономикой. Китай делает пугающие Запад успехи в сфере технологического развития, расширяет свое экономическое, военное и политическое влияние в мире.

75 лет назад «железный занавес» был призван оградить западный мир от коммунистической экспансии. В наши дни «железный занавес» если и будет вновь опущен, то между странами Запада и Китаем с его союзниками.

Какова же роль России в этой геополитической схватке? Почему администрация Джозефа Байдена жестко давит на Москву, принуждая ее к демократии санкциями?

Россия — крупнейший сосед и партнер Китая. США заинтересованы в том, чтобы Россия была союзником в противостоянии с КНР. Американские эксперты пришли к заключению, что между Россией и Китаем установились тесные военно-политические и экономические связи, которые недооценивались в Штатах. В этой связи примечателен доклад Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security, далее — ЦНАБ) «отвечая на вызов Китая: обновление американской конкурентоспособности в Индо-Пацифике». Влияние экспертов ЦНАБ на принятие решений в Вашингтоне возрастает с учетом того факта, что бывший старший научный сотрудник этого аналитического центра Андреа Кендалл-Тейлор возглавит вновь созданное подразделение Совета национальной безопасности США (СНБ), отвечающее за Россию и Центральную Азию.

В докладе ЦНАБ отмечается, что российско-китайское партнерство носит стратегический характер. Среди факторов, сближающих Россию и Китай, авторы доклада Андреа Кендалл-Тейлор и Дэвид Шульман выделяют следующие: 1. Стремление противостоять глобальному влиянию США. И Россия, и Китай видят в США основную угрозу своей национальной безопасности, ставят целью бороться с американской гегемонией. 2. Россия и Китай намерены противостоять «экспорту демократии», который способствует продвижению американских геополитических интересов. 3. Фактор личных отношений лидеров — Владимира Путина и Си Цзиньпина. В докладе отмечается, что оба лидера «меняют политические системы своих стран в направлении режимов личной власти», политическое устройство обеих стран приобретает схожие черты. 4. Давление со стороны США подталкивает Россию и Китай углублять сотрудничество не только в военно-политической, но и в экономической и технологической сферах. 5. Россия и Китай накапливают совместный опыт сотрудничества, что способствует еще большему сближению двух стран. 

Американские эксперты пришли к выводу, что тандем России и Китая угрожает глобальному лидерству США, может в перспективе подорвать статус доллара как мировой резервной валюты, ослабляет трансатлантические экономические отношения между США и Европой. Поэтому авторы доклада рекомендуют углублять существующие «трещины» во взаимоотношениях России и КНР. Фактически американцы представляют Россию как «младшего брата» Китая, которого надо поссорить со «старшим братом».

В прошлом веке Соединенные Штаты умело воспользовались противоречиями между СССР и маоистским Китаем. После встречи президента США Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном было положено начало экономическому сотрудничеству США и КНР. Тогда США реализовали возможность «углубить трещины» между СССР и Китаем. Но в тот период главным противником США был Советский Союз, и отношения с Китаем были призваны ослабить позиции СССР.

Сегодня ситуация противоположная. Стратегическим противником США является Китай. Для ослабления КНР Соединенным Штатам нужны партнерские отношения с Россией. Президент США Барак Обама пытался наладить прагматичный диалог с Москвой, предложив политику «перезагрузки». Однако попытка не удалась. Администрация Джозефа Байдена подчеркивает, что «перезагружать» отношения с Россией не намерена. Ирония истории заключается в том, что именно Джозеф Байден, будучи вице-президентом США, в феврале 2009 года на Мюнхенской конференции предложил в отношениях с Россией нажать кнопку «перезагрузки». Эта идея оказалась несостоятельной, и теперь Байден в должности президента Соединенных Штатов взял на вооружение стратегию «сдерживания России». Суть ее состоит в том, чтобы цена противостояния с США стала для России слишком высокой, и Москва была бы вынуждена развернуться от Пекина к Вашингтону.

Исторически так сложилось, что преемником СССР в глобальном противостоянии с США стал Китай. Россия является правопреемником Советского Союза юридически, но не политически. От проекта построения социализма в России отказались. Рыночную экономику и демократические институты западного образца построить тоже не получилось. Двуглавый российский орел застыл в неопределенности между китайским драконом и белоголовым американским орланом.

Между тем администрация Джозефа Байдена четко формулирует биполярную картину мира: демократии противостоят авторитарным режимам по всему миру. Во главе демократического лагеря США должны вернуть себе лидерство. Автократический лагерь стремится возглавить Китай.

Такой подход во многом перекликается с тезисами Уинстона Черчилля, который 75 лет назад призывал западные страны противостоять тирании для отстаивания демократических ценностей и недопущения новой мировой войны. После распада СССР в России осуждалась концепция «однополярного мира» во главе с США, продвигалась концепция «многополярности». Подхвативший знамя Уинстона Черчилля, Джозеф Байден возвращает миропорядок к «двухполюсной» модели. И если между США и Китаем все же опустится «железный занавес», то далеко не праздный вопрос — по какую сторону этого «занавеса» окажется Россия.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.