Минюст объснил, как стать иноагентом и сдать своих «кураторов»

Скоро в России появится реестр физических лиц, «выполняющих функции иностранных агентов»: соответствующий закон уже вступил в силу. А на днях Минюст разместил для общественного обсуждения проекты подзаконных актов, где вроде бы должно уточняться, как и кому следует бежать в качестве «агента» сдаваться. Но ясности эти документы, увы, не добавляют.

Фото: minjust.gov.ru.

Проект приказа Минюста «О списке физических лиц, выполняющих функции иностранного агента» 4 марта был опубликован на официальном портале, предназначенном для предварительного общественного обсуждения. В приказе — семь приложений разного рода. Но, прежде чем их изучать, следует вспомнить: по закону, вступившему в силу с 1 марта, все отвечающие определенным признакам россияне и иностранцы на территории РФ должны добровольно сами заявлять властям о том, что они — «иностранные агенты».

Если не сдадутся — в соответствующий реестр Минюст включит принудительно и выпишет при этом солидный административный штраф. Если и потом гражданин признавать себя агентом категорически откажется, не будет регулярно сдавать отчет о своей деятельности властям и особо маркировать все свои высказывания и материалы, могут и уголовное дело возбудить (максимальное наказание по этой статье УК — до 5 лет лишения свободы).

Какие признаки иностранного агента должен сам обнаружить у себя россиянин? В законе говорится, что главный признак — «осуществление политической деятельности в интересах» любого иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации или отдельно взятого иностранца. Из любой страны иностранца, заметим — хоть Китая, хоть Германии, хоть Казахстана. А ещё агент — это тот, кто собирает «целенаправленно» сведения о военной или военно-технической области, но на шпиона и изменника Родины не тянет. Какие сведения? Мы до сих пор не знаем: их перечень должна утвердить ФСБ, но пока ещё не утвердила.

Второй признак агента — занятие «политикой» в интересах иностранцев под «воздействием» некоего иностранного источника. Что такое «воздействие» — доподлинно не известно. В законе об этом говорится предельно туманно: это, мол, «поддержка», которая может быть материальной, а может быть и в виде некой «организационно-методической помощи». Всё.

Самое неприятное, что проект приказа Минюста и все его 7 приложений НИЧЕГО дополнительно не разъясняют.

Вот приказ о том, как должно выглядеть «заявление» гражданина о том, что он, извините за выражение, иностранный агент. Говорится, что подавать его можно лично в Минюст или его территориальное управление, а можно отправить по почте или заполнить в электронном виде на информационном портале ведомства. Образец такого заявления прилагается. Аналогичное заявление должен подать и собирающийся работать в России «иноагентом» иностранец — причем не менее чем за месяц до момента пересечения границы РФ.

Прежде всего придется сообщить о себе подробные паспортные данные, а также «сведения об иностранных источниках», оказывающих на вас «воздействие».  

Каждый такой «источник» надо сдать с потрохами. Если это иностранное государство — кроме его названия, придется указать конкретный госорган, который на вашу деятельность влияет (Госдеп США, например), а также «реквизиты решения указанного органа о предоставлении денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи». Какие реквизиты, какого такого решения? Принятого закона? Секретного циркуляра иностранной разведки? Указа иностранного президента? Но едва ли в отношении каждого конкретного россиянина-агента такое решение оформляется персонально, даже если свято верить, что «воздействие» имеет или имело место…

Если источник влияния — международная или иностранная организация, нужно указать название страны ее «происхождения», и опять же реквизиты решения о предоставлении денег, имущества или организационно-методической помощи.

Если источник влияния — иностранный гражданин, придется сообщить его паспортные данные, место пребывания или жительства в России (если таковое есть), и «реквизиты документа, являющегося основанием предоставления денежной помощи». Какой это может быть документ? Опять вопрос на засыпку. 

Если источник иностранного воздействия — гражданин РФ, посредник, так сказать, надо будет полностью «рассекретить» и его. Если российская организация, действующая в интересах иностранных источников — следует сообщить все её реквизиты и номер в ЕГРЮЛ.

А затем придется сообщить «сведения» об осуществлении вами политической деятельности: её цели и виды.

Тут нелишне вспомнить, что в России политической деятельностью считают совсем не только борьбу за власть, как думают многие. У нас «политика» — это любая уличная акция с призывом сделать что-то или не делать чего-то, принять какой-то закон или не принимать его, а также «публичные дискуссии, дебаты и выступления» по поводу того или иного решения властей, публичные обращения (открытые письма, например), и т.д.. 

Вроде бы оговорено, что деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, социалки, защиты материнства и детства, экологии и благотворительности политической деятельностью не является. Но практика ведения реестра НКО-иноагентов показывает: довольно часто в него попадают как раз экологические организации или организации, занимающиеся поддержкой ВИЧ-больных, если они проводили акции, устраивали семинары, пикеты и писали обращения в пользу или против принятия какого-то закона. Значит, кормить бездомных котиков можно, а вот требовать принять закон о защите животных — это уже «политика», и не дай Бог у требующих обнаружат хоть копейку денег из «иностранных источников»…

Сведения об иноагентах-физлицах будут размещаться на сайте Минюста, где уже есть реестры НКО-иноагентов и СМИ-иноагентов.

Определенные категории россиян и иностранцев по согласованию с ФСБ, СВР, Министерством обороны могут быть освобождены от обязанности записываться в иностранные агенты, даже если таковыми по всем признакам и по факту являются. В проекте приказа говорится лишь, что вышеназванные ведомства должны согласиться с предложенными исключениями, и сведения о них будут размещаться на сайте Минюста. Но кто именно может быть инициатором внесения в привилегированный список той или иной категории — непонятно.

Все иностранные агенты должны отчитываться перед властями: в проекте приказа уточняется, что подавать эти отчеты следует не позднее 15 июня и 15 декабря каждого года. Отчет должен содержать сведения о видах «воздействия» иностранных источников (которыми, как мы уже знаем, могут быть и россияне, и российские организации). Придется подробнейшим образом сообщать, сколько денег и имущества (земельных участков, жилых помещений, нежилых помещений, иного недвижимого имущества, транспортных средств и иного движимого имущества) было получено за отчетный период, и от кого именно. А также цели и способ фактического использования этого имущества: «непосредственное пользование» имело место или «передача имущества третьим лицам». 

Такой способ воздействия как «организационно-методическая помощь» в образце отчета вовсе не упомянут, хотя её одной достаточно для того, чтобы иноагентом считаться. Никаких объяснений, как вообще можно установить связь между полученными деньгами или имуществом и политической позицией конкретного россиянина или иностранца, в подзаконных актах тоже нет — как нет их и в законах. Работает человек, например, в российском филиале иностранного предприятия: значит, его зарплата тоже частично иностранная? А если он потом вдруг вышел с каким-то плакатиком к местной администрации — как понять, он вышел потому, что сам считает это нужным, или «под воздействием» полученной от иностранцев зарплаты?

Физическое лицо вправе подать заявление об исключении из реестра — мол, прекратил «деятельность, связанную с выполнениям функций иностранного агента». Это заявление Минюст вправе рассматривать до 60 дней со дня его получения, а предоставление недостоверных сведений может стать основанием для отказа в исключении из реестра.

В общем, самим разобраться — «агент» вы с точки зрения российского государства или нет — практически невозможно.

По-прежнему остается без ответа и вопрос о том, на основании каких данных Минюст может включить россиянина в позорный реестр, если тот сам не сдался. Предельно серая и мутная зона — российское законодательство об «иностранных агентах». 

Есть, конечно, подозрение, что в первую очередь под раздачу попадут те, кто так или иначе сотрудничает с НКО-иноагентами и СМИ-иноагентами, что должно сделать их жизнь и деятельность в РФ просто невозможной. А также те, кого по каким-то причинам власти захотят официально пометить позорным ярлыком персонально.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.