Хуан Антонио Самаранч снова хочет возглавить МОК

К власти рвется уже второй Самаранч – сын того, который отдал СССР Олимпиаду 1980 года

Хуан Антонио Самаранч-младший, сын и полный тезка бывшего главы Международного олимпийского комитета, заявил, что готов баллотироваться на пост, который его отец занимал в течение 21 года. «МК-Спорт» рассказывает подробности.

Хуан Антонио Самаранч-младший

Фото: en.wikipedia.org

61-летний маркиз де Самаранч (полное имя – дон Хуан Антонио Самаранч-и-Салисакс) дал интервью испанской радиостанции COPE, в котором рассказал о своих планах на будущее. Это событие вряд ли бы кто-то заметил, если бы не короткий обмен репликами, случившийся во время беседы функционера с журналистом.

– Вы исключаете для себя возможность баллотироваться на пост президента МОК в 2025 году? –  спросил корреспондент.

– Нет, не исключаю, – ответил Самаранч.

Эта цитата стремительно превратилась в новость и распространилась по миру, вызвав всплеск интереса к будущему олимпийского движения.

В 2025 году истечет срок полномочий нынешнего президента Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха. Совершенно точно Бах покинет свой пост: действующий устав МОК не позволяет оставаться руководителем этой организации в течение нескольких десятилетий, как это происходило с Хуаном Антонио Самаранчем-старшим, который возглавлял олимпийское движение с 1980 по 2001 год.

Напомним, что первый Самаранч был избран президентом МОК на конгрессе в Москве в момент наивысшего кризиса в международном олимпийском движении. Он пришел к власти, когда большинство западных стран объявили о бойкоте Олимпийских игр в Москве. Через четыре года уже СССР и его сателлиты бойкотировали летнюю Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе. Хуже того: в обоих случаях участники бойкотов проводили собственные альтернативные соревнования, вне контроля МОК.

Хуан Антонио Самаранч оказался именно тем руководителем, который спас МОК от банкротства, а Олимпийские игры – от исчезновения. При нем полностью изменилась система финансирования Игр; он добился того, что на Олимпийских играх смогли выступать не только любители, но и спортсмены-профессионалы; при нем были заключены огромные спонсорские контракты МОК с крупнейшими корпорациями, а сделки по продаже телеправ стали приносить МОК миллиарды долларов.

В то же время Самаранча критиковали за излишнюю коммерциализацию, чрезмерное расширение программы Игр, формирование международной спортивной бюрократии, которая пыталась управлять всем спортивным рынком, не будучи подотчетной ни перед кем. Были также обвинения в коррупции, в чрезмерных расходах МОК на поддержание роскошного образа жизни президента, в игнорировании нарушений прав человека и попытках скрывать системные допинговые нарушения. Наконец, старшему Самаранчу постоянно припоминали его бурную юность и поддержку режима генерала Франсиско Франко: диктатор продвигал будущего главу МОК по карьерной лестнице, сделав главой НОК Испании и членом МОК. 

В 2001 году Самаранч наконец оставил свой пост, однако ему удалось добиться для себя титула пожизненного почетного президента МОК и ввести в состав МОК своего сына – тоже Хуана Антонио Самаранча. 

Хуан Антонио Самаранч-старший

Фото: Михаил Ковалев

Преемники Самаранча-старшего – бельгиец Жак Рогге и немец Томас Бах – приложили немало усилий, чтобы изменить МОК после его ухода: был отредактирован устав, введены ограничения на представительские расходы (Рогге даже шокировал публику, поселившись во время Игр-2002 в Олимпийской деревне, а не в президентском номере пятизвездочного отеля, как всегда делал старший Самаранч). В 2020 году младшему Самаранчу пришлось покинуть исполком МОК.

Однако последние годы оказались не слишком удачными с точки зрения коммерческих результатов – доходы МОК перестали расти, череда допинговых скандалов отпугнула многих рекламодателей и спонсоров, а проведение Игр стало настолько дорогим, что от него начали отказываться города-кандидаты. Наконец, на днях стало известно, что правительство США начинает консультации с союзниками по вопросу возможного бойкота зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Все это стало слишком напоминать положение дел в конце 70-х годов прошлого века – как раз перед приходом к власти старшего Хуана Антонио Самаранча.

Именно этот момент Хуан Антонио Самаранч-младший выбрал для того, чтобы обозначить свои президентские амбиции. Сделал он это крайне аккуратно, заявив в интервью, что прежде всего он рассчитывает вернуть себе место в исполкоме МОК:  

«Сейчас вопрос заключается в том, смогу ли я вернуться в Исполнительный совет в разумные сроки, – сказал Самаранч. – Я надеюсь, что это получится. В остальном, я планирую решать одну задачу за другой».

Его заявление вызвало активные обсуждения. По мнению колумнистов The Times of India, например, у Самаранча большие шансы на поддержку, особенно со стороны представителей НОК стран Африки и Азии, где недовольны политикой МОК при президентстве Рогге и Баха, которые ввели жесткие меры по контролю за расходами средств, выделенных на поддержку спортивного движения в развивающихся странах.  Кроме того, Самаранч-младший заручился хорошими отношениями с Китаем: сейчас он возглавляет Координационную комиссию МОК, курирующую подготовку к зимним Олимпийским играм 2022 года в Пекине (еще одна аналогия с историей его отца, который выстроил отличные отношения с советским руководством в бытность свою послом в СССР и пришел к власти с помощью голосов соцстран). 

Выборы нового главы МОК должны пройти в 2025 году, на конгрессе Международного олимпийского комитета в Афинах.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.