В России нашли школы с подозрительным количеством контрольных работ

Российская школа не столько учит детей, сколько изводит их бесконечными контрольными работами — учительскими, школьными, муниципальными, региональными и федеральными. В итоге в ряде учебных заведений, как выяснилось 8 апреля на первом заседании межведомственной рабочей группы по оптимизации количества контрольных в школах страны, под контрольные уже отдано более трети учебного времени. А это чревато социальным взрывом.

Фото: АГН «Москва»

Результаты мониторинга ситуации с общим объемом контрольных, проверочных, диагностических, самостоятельных и прочих работ, включая ВПР, ужасают. Правда, пока  на заседании межведомственной группы были озвучены данные лишь по 7-м классам семи регионов страны. Но и они дают представление о чудовищном положении, сложившемся в системе проверки знаний российских школьников.

Так, установлено, что процент контрольных и иных проверочных работ (в том числе ВПР) от общего числа запланированных уроков составляет: по русскому языку – от 11,5% до 20% (средний показатель – 14%); по математике – от 9,9% до 18,5% (средний показатель – 15%); по физике – от 9,7% до 25,9% (средний показатель – 18,6%,); по истории – от 8% до 19,8% (средний показатель – 13%,); по биологии – от 12,7% до 35,2% (средний показатель – 17%).

Приведенные данные не оставляют сомнений: перекос школьных рабочих планов от объяснений и закрепления нового материала в сторону контроля очевиден и носит повсеместный характер. Но есть школы, где, скажем, контрольные по биологии и вовсе пишут чаще, чем на каждом третьем уроке! А это означает одно: учителя покончили с объяснением нового материала, переложив эту миссию на самих учащихся, их родителей и репетиторов, а школа переключилась с предоставления общего образования на осуществление общего контроля за знаниями, которые дети получают где-то вне ее стен. Так сказать, «наша новая школа» во всей красе!

Не удивительно, что сложившаяся ситуация вызывает острое недовольство родителей, не готовых ни годами подменять собой учителей по всем предметам, ни нанимать аналогичное число репетиторов при формально бесплатном образовании. Возмущаются и учителя, причем, особенно от тех и других достается сравнительно новому изобретению по части контрольных — Всероссийским проверочным работам (ВПР). Тут-то, похоже, и зарыта собака. А, точнее, целая свора.

Сама по себе Всероссийская проверочная работа по одному предмету занимает всего 2 часа в год. Так что с формальной точки зрения более 35% учебного времени, затраченного на контрольные по той же биологии, это точно не про ВПР. Но откуда же набегают все эти часы? А вот откуда.

Региональных министров образования — и это четко показали их включения в ходе заседания межведомственной группы — сильно тревожат результаты ВПР как возможные показатели качества работы не только вверенных им территорий, но и их собственной управленческой деятельности. Смухлевать с оценками, чтобы «показать товар лицом», как до поры это было с результатами ЕГЭ, по которым, кстати говоря, довольно долго оценивали работу их предшественников, нельзя: эти оценки контролируют федералы. Значит, остается одно: послать к чертовой бабушке весь учебный процесс и бросить все силы на натаскивание детей к предстоящей ВПР. Что и происходит.

Первыми заложниками ситуации оказались директора школ, на которых давят «сверху». Затем — учителя, на которых давят директора. И лишь затем — школьники. Как оказалось, кстати, помимо всего прочего их родителей уже заставляют покупать учебные пособия по подготовке к ВПР. А чтобы родители особо не возмущались, за ВПР стали выдавать чуть ли не все контрольные работы — даже те, что пишут в 2-х и 3-х классов, хотя ВПР раньше, чем в 4-х не проводят.

Чтобы хоть как-то ограничить этот беспредел, к началу нового учебного года решено подготовить рекомендации школам по максимально возможному количеству контрольных работ. Пока рассматриваются два варианта: либо ВПР как выборочный мониторинг качества образования, идущий параллельно с местными контрольными, либо проведение ВПР во всех школах страны, но по случайно выбранным предметам — чтобы избежать натаскивания. В Минпросвещения, как дал понять директор министерского департамента госполитики в сфере общего образования Евгений Семченко, однозначно склоняется ко второму.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.