Неприличная девушка с веслом: как в России боролись с обнаженной скульптурой

Директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому передали жалобу некоей гражданки на обнаженные скульптуры, которые якобы плохо влияют на несовершеннолетних. Кто-то может посчитать это обычным весенним обострением, но на самом деле борьба с «неприличными статуями» у нас обострялась регулярно.  

Cкульптура Девушка с веслом Шадра в ЦПКиО им. Горького.

Фото: ru.wikipedia.org

О появлении претензии от разгневанной дамы, которую передала в Эрмитаж некая официальная инстанция, сообщил журналистам генеральный директор музей Михаил Пиотровский: «Нам много пишут, на нас много жалуются и иногда очень агрессивно. Когда-то я смеялся, когда нам говорили: соберите все ваши обнаженные скульптуры в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать. Но это уже официальная жалоба, которая нам пришла из официальных органов».

На самом деле, если копнуть хроники прошлых лет и даже веков, выясняется, что приступы борьбы с «голыми истуканами» у нас в России обострялись регулярно.

Шторы для РПЦ

Из числа последних таких акций была та, что случилась в Новосибирске в августе 2018 года. Во время проведения общественного форума в Государственном университете архитектуры и дизайна там решили подстраховаться перед посещением вуза делегацией РПЦ. Чтобы не потревожить глаза церковных иерархов видом установленных в вестибюле здания копий античных скульптур (обнаженных, как это было принято у древних), их приодели. В качестве одежки использовали шторы, из которых при помощи канцелярских зажимов сформировали некое подобие платьев.

Неприличный Давид

Летом 2016-го в Петербурге заварушка возникла вокруг копии статуи Давида. Двойника знаменитого мраморного изваяния установили перед лютеранской церковью Святой Анны на Кирочной улице в рамках организованной выставки «Микеланджело. Сотворение мира». Однако одна из жительниц Северной Пальмиры не оценила всех достоинств скульптуры, созданной великим художником эпохи Возрождения. Вернее, оценила – неприкрытое, по замыслу автора, «достоинство» самого Давида. И высказалась резко против его публичной демонстрации: «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви?! Этот гигант уродует детские души». В итоге высказанная дамой претензия послужила толчком к проведению необычного конкурса: организаторы выставки предложили гражданам присылать свои предложения, какая именно одежда лучше всего подходит для Давида.

Босоногая Родина

Излишняя оголенность человеческой фигуры, публично демонстрируемой в художественном произведении, аукнулась лет 70 назад серьезными неприятностями для создателей одной из красивейших станций московского метро – «Новослободская».

Оформление этого подземного дворца было поручено известному художнику Павлу Корину. По его эскизам на торцевой стене центрального зала сделали мозаичное полотно «Миру – мир!»: навстречу людям идет женщина с ребенком, тянущим ручки к небу, к солнцу (только вместо солнца в верхней части мозаики помещен был портрет вождя народов). Некоторые находили в этом панно сходство с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля и считали, что подобному изображению не место в метро. Но Хрущеву, который приезжал посмотреть на строящуюся станцию, не по душе оказалось иное. «Почему она у вас босая? – разгневался будущий глава СССР. – Что, у нас в стране людям обуви не хватает? Почему дискредитируете Советскую власть?!» Пришлось после этого визита спешно исправлять оплошность – обувать аллегорическую Родину-мать в некое подобие древнеримских сандалий.

Но антипатия к панно на «Новослободской» у Никиты Сергеевича все равно сохранилась. Вскоре после смерти Сталина, когда Хрущев уже встал во главе страны, из Кремля последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта «Новослободской» пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором.

Родина-мать находилась в заточении несколько лет – вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого события Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку разобрали. В верхней части панно вместо портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью «Мир во всем мире», а злосчастные сандалии убрали, оставив Родину-мать босоногой, как и было первоначально задумано художником.

Девушка с веслом

Волну осуждений вызвало появление в 1935 году в центре фонтана, устроенного на главной магистрали ЦПКиО им. Горького, скульптуры известного ваятеля Ивана Шадра «Девушка с веслом». Мало того что автор изобразил спортсменку голышом, но там были еще и некоторые детали из числа тех, в которых «скрывается дьявол». И нашлось немало граждан, кто этого «дьявола» сразу заметил: созданная Шадром труженица-комсомолка-спортсменка обладала излишней сексапильностью. Пришлось фривольную статую демонтировать. Используя созданную ранее модель для нее, Шадр «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка» сделал более нейтральный вариант скульптуры – уже без столь явной сексапильности. Эта «Девушка с веслом №2» украшала вход в парк Горького вплоть до осени военного 1941 года, когда ее не пощадила взрывная волна от близко упавшей немецкой бомбы.

А вот «Девушку №1» удалось пристроить в другое место – подальше от Москвы. Скульптурное изображение перевезли на Донбасс – в город Ворошиловград (нынешний Луганск). Однако в итоге статуя-оригинал повторила судьбу своей московской преемницы: эта работа Шадра оказалась уничтожена в годы войны.

Не все знают, что согласно первоначальному авторскому замыслу фигуры знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница» тоже должны были быть обнаженными. Их автор Вера Мухина собиралась изобразить исполинских юношу и девушку именно в таком виде (правда, она все-таки задрапировала некоторые места складками декоративного шарфа, который поддерживает труженица сельского хозяйства). Однако члены правительственной комиссии, осматривавшие первоначальный проект памятника, категорически воспротивились столь смелому предложению художницы. Сама композиция кремлевским товарищам очень понравилась, но обе фигуры они велели все-таки одеть.

Как вспоминала позднее сама Мухина, ей даже пояснили, что это только пойдет на пользу восприятию зрителями памятника: «Оденьте его – тогда видно будет, что это рабочий». Пришлось Вере Игнатьевне подчиниться: она изобразила для девушки-колхозницы сарафан, а для юноши-рабочего – спецовку.

Калужский шалун

Анекдотическая история с одеванием скульптуры случилась в Калуге. Об этом забавном казусе довелось слышать от местных старожилов. Во времена сталинских «архитектурных излишеств» одной из весьма популярных «малых форм» были фонтаны, которые ставили на площадях, в парках. Калужане по этой части не отставали от жителей других крупных городов. У них тоже появилось в ту пору несколько новых фонтанов. Один назывался «Мальчик, поймавший рыбу»: карапуз обеими руками держит большую рыбину, а у той изо рта бьет вверх струя воды.

Автор скульптуры изобразил мальчика без одежды – это же вполне нормальная ситуация, когда маленькие дети плещутся в воде голышом. Однако по прошествии некоторого времени после открытия фонтана высокий партийный начальник – первый секретарь обкома КПСС – вдруг высказал свое недовольство: мол, что это за неуместные анатомические подробности? Почему сделали мальчика голым? Что, у нас трусов для советских детей не хватает? Переделать!

Воля начальства не обсуждается. Калужские хозяйственники взялись за исправление допущенной идеологической ошибки. Но при этом чья-то умная голова додумалась обойтись минимальными затратами сил и средств. Взяли ведерко с краской, кисть – и нарисовали мальчику трусы. Правда, его «естество» при этом никуда не скрылось, а лишь стало синего цвета. Издали выглядело вроде вполне прилично, а вблизи – сплошная издевка.

В таком виде фонтанный карапуз простоял еще довольно долго – до следующей высочайшей инспекции. А после вторичного втыка, полученного от партийного руководителя, пришлось звать скульптора, и тот уже всерьез переделал фигуру, убрав «провокационные» подробности…

Истуканы в кафтанах

Одним из самых давних случаев борьбы с «голыми истуканами» в Москве является специфическая «реновация» Спасской башни Кремля, затеянная в 17-м столетии. Во времена правления царя Михаила Федоровича старинную стрельницу, в которой находились главные въездные ворота Кремля, решили украсить. В 1624–1625 гг. по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии русского мастера Бажена Огурцова башню увенчали многоярусным навершием с каменным шатром.

Конструкция надстройки была оформлена декоративными элементами – арками, колонками, пирамидками-пинаклями. А кроме того, авторы дополнили все это архитектурное богатство еще и белокаменными статуями, изображавшими человеческие фигуры и сказочных зверей. В обиходе москвичи называли их «болванами». Уже вскоре после завершения строительных работ по городу пошли недовольные разговоры: мол, на Спасской башне у всех на виду выставлены голые истуканы. Среди осуждающих подобный срам были многие представители духовенства. В итоге дело дошло до самого царя.

Михаил Федорович распорядился: пошить для всех «болванов» кафтанцы из красного сукна. Эту одежду потом подняли наверх башни и обрядили в нее каждую из белокаменных скульптур. Впрочем, щеголяли они в обновках недолго. Уже несколько месяцев спустя под воздействием солнца, дождей, ветров кафтанцы потеряли товарный вид, стали расползаться по швам. Как считают некоторые исследователи, «болваны» окончательно лишились своих костюмов после пожара, случившегося в 1628 году.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.