Выяснилась суть проблем, возникших на Всероссийской олимпиаде школьников

Из-за пандемии коронавируса в этом году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников проходит с многочисленными ограничениями. Участники обязаны сдавать тесты ПЦР, а апелляции проводятся в дистанционном формате. В прошлом году финальный тур олимпиады и вовсе был отменен из-за вспышки заболевания. Все 11-классники, вышедшие в финал, стали призерами автоматически, а 10-классники вообще лишились возможности получить диплом. Мы выяснили, с какими трудностями ребята столкнулись в этом сезоне.

Фото: Наталья Мущинкина

Отмена заключительного этапа ВОШ в прошлом году больно ударила по ученикам 9-х и 10-х классов. Многие из них имели высокие шансы на победу и могли заработать право на поступление в вуз за год или два до окончания школы. Однако организаторы приняли решение подарить призерство лишь всем финалистам – 11-классникам, остальные школьники получили лишь право на автоматический проход в финал в этом году.

– В прошлом году у моего сына были большие шансы стать победителем или призером олимпиады по физике, он прошел в финал с высоким баллом, – рассказывает Елена, мама школьника. – Но еще один год тяжелейшей подготовки к ВОШ, еще и в условиях дистанционки, он не потянул. До призерства в финале в этом году сыну не хватило несколько баллов. Какими будут результаты ЕГЭ, тоже совершенно непонятно: много сил и времени было потрачено на олимпиаду в ущерб подготовке к экзаменам. По большому счету организаторы просто украли у десятков детей право на победу, изменив условия соревнований. По сути, если организаторы приняли решение раздать дипломы всем финалистам – 11-классникам, такой же порядок должен был действовать и для остальных классов. Некоторые родители пытались отстоять права своих детей в суде, но из этого ничего не вышло.

Большую нервотрепку родители и школьники получили и из-за необходимости сдавать тест ПЦР на коронавирус перед испытанием.

– Когда мой сын вернулся с очных сборов, организованных перед финалом, им пришла рассылка, что на мероприятии оказались дети с положительным анализом, и теперь всем надо следить за своим здоровьем, – говорит Татьяна, мама 10-классника. – При этом многие дети даже в школу не ходили, чтобы не заразиться, а тут такая подстава. Естественно, мы сильно перенервничали. В этом году олимпиада вообще проходила очень нервно. Организаторы практически до последнего не объявляли проходные баллы на финал и формат проведения мероприятия. Все уже боялись, что заключительный этап отменят, как в прошлом году. Тест требовалось сдавать не ранее чем за 72 часа до начала испытания – к счастью, ковид у сына не обнаружили. Но на финал не смог попасть его приятель: у него нашли вирус. Получается, целый год упорных тренировок и мечты о поступлении без экзаменов пошли коту под хвост…

Большие претензии у участников возникли и к апелляции, впервые проводимой в дистанционном формате. Родители рассказывают, что детям приходилось проводить по 4-6 часов за компьютером в ожидании своей очереди. А оспорить баллы часто не удавалось, даже если ответ был правильным по проверочным ключам.

– Главная проблема в том, что оценивание работ очень отличается в зависимости от региона, – считает мама 11-классника, писавшего олимпиаду по экономике. – Нам, например, без всяких оснований снизили балл за совершенно полный и правильный ответ. При этом в свободном доступе сейчас гуляют работы из Тюмени и Башкортостана, где баллы за неполные ответы, наоборот, существенно завышены. Обидно, что на таком серьезном мероприятии, которое напрямую влияет на поступление в вуз, наблюдаются такие проблемы с организацией. На дистанционной апелляции ребенок ждал своей очереди 4 часа. В стране сняты практически все ограничения, финал проходил очно – почему апелляцию сделали удаленной, большой вопрос. Судя по всему, для того, чтобы не поднимать баллы участникам даже в тех случаях, где это оправдано…

На наш запрос по поводу жалоб участников на процедуру апелляции и проверки работ в Минпросвещения ситуацию прокомментировали так:

«Мы рекомендовали председателям центральных предметно-методических комиссий при разработке требований к организации и проведению заключительного этапа олимпиады учитывать возможность проведения заключительного этапа в смешанном формате. Соревновательные туры (выполнение олимпиадных заданий) проводятся в очном формате. Торжественные церемонии открытия и закрытия олимпиады проводятся в режиме видеоконференцсвязи.

Процедуры анализа олимпиадных заданий, апелляций о несогласии с выставленными баллами рекомендуется проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий. При проведении заключительного этапа олимпиады составляется график проведения апелляций.

Участникам олимпиады информация доводится заранее. Процедура апелляции проводится с обязательной видеофиксацией. При проведении всех официальных процедур, включая апелляции, кроме членов апелляционной комиссии вправе присутствовать представители оргкомитета, организатора соответствующего этапа олимпиады, а также общественные наблюдатели. Таким образом обеспечивается максимальная объективность и открытость принятых апелляционной комиссией решений. Проверка выполненных олимпиадных работ проводится в соответствии с критериями и методикой оценивания, входящими в комплект олимпиадных заданий. В случае выявления технических ошибок оценивания участник подает заявление на апелляцию о несогласии с выставленными баллами вследствие технических ошибок».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.