Если спросить даже у самого маленького ребенка, как выглядит сотрудник ГИБДД, то он ответит, что это полицейский с полосатой палкой. Тем не менее, такой атрибут сотрудника дорожной полиции будто изжил себя, ведь на улицах Москвы все больше движением руководит сложная система светофоров, искусственный интеллект. Встретить на своем пути перекресток, на котором бы стоял «живой» инспектор, можно все реже и реже. А курьеры и доставщики еды, не обучавшиеся в школе водителей, иногда теряются, увидев размахивающего руками человека в форме. Насколько сейчас актуальна профессия регулировщика и в каких случаях на улицы выходят полицейские с жезлами? Об этом «МК» узнал у командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО подполковника полиции Бориса ШУТИКОВА.

Фото: пресс-служба ОГИБДД УВД САО

— Как часто сейчас сотрудники ГИБДД выходят на дороги для того, чтобы отрегулировать движение? В каких случаях это происходит?

— Техническое оснащение наших дорог очень сильно поменялось за последние несколько лет. Сейчас любую неисправность в считаные минуты исправляют работники ЦОДД. Да и современные светофоры гораздо реже выходят из строя. Поэтому и встретить регулировщика на дороге можно нечасто. Тем не менее, я думаю, пока по дорогам передвигается автотранспорт, жезл никуда не уйдет. Ситуации бывают разные! И в любой из них мы встанем на всех перекрестках и будем руководить движением. В современных условиях чаще всего мы регулируем движение в ручном режиме во время устранения последствий ДТП, их оформления. Также регулировочно-распорядительные действия осуществляются у образовательных организаций при следовании детей в школы, обеспечиваем безопасность, например, на спортивно-массовых мероприятиях вблизи крупных спортивных объектов: стадион «Динамо», стадион ЦСКА, комплекс «Мегаспорт», Центральный московский ипподром. Инспектор, регулирующий движение пешеходных потоков, — неотъемлемая часть проведения такого масштабного патриотического мероприятия, как «Бессмертный полк», который ежегодно стартует с Ленинградского проспекта.

— Не страшно стоять на дороге во время ДТП? Ведь мимо инспектора проезжают машины, большегрузы. Вдруг кто-то не заметит?

— Нет, такого страха нет. Есть здравое чувство самосохранения и неукоснительное соблюдение мер личной безопасности. На месте происшествия сотрудник ГИБДД в ручном режиме обеспечивает безопасность участников ДТП и следственно-оперативной группы (в которой, к слову, часто работают хрупкие девушки), если это необходимо в зависимости от характера ДТП. Учитывать приходится и интенсивность транспортных потоков, например на СВХ, в тоннелях, на МКАД.

— Понимают ли водители классические движения регулировщика, которым учат в автошколе? С кем происходит самое сложное взаимодействие?

— Движения регулировщика изначально были придуманы еще до появления светофоров и созданы так, чтобы их интуитивно мог понять каждый. Конечно, для тех участников дорожного движения, кто теряется в дорожной ситуации, инспектор дополняет свои движения сигналом свистка. Движения жезлом, сигнал свистком, визуальный контакт — все это вкупе позволяет участникам быстро ориентироваться. Важно не только красиво и верно выполнять движения, а еще поймать взгляд водителя, тогда все становится на свои места, все понимают. Кстати, те же самые курьеры на велосипедах , как правило, лучше всего понимают, чего от них хотят. Если свистнуть и поднять руку вверх, посмотрев на него, то быстро ориентируется, что нужно остановиться. Вот пешеходы иногда теряются. Например, произошла авария на пешеходном переходе, регулировщик показывает людям, что надо идти не там, а по проезжей части, а они недоумевают. В целом в связи с этим практически не бывает конфликтных ситуаций, наоборот, часто проезжающие даже говорят слова благодарности: «Ребята, если бы вы не приехали, то мы стояли бы неизвестно сколь долго». Это приятно. Нам главное быстро протянуть поток, чтобы разгрузить проблемный участок.

— Протянуть? Это какое-то специальное слово?

— Тянуть, протягивать, вытягивать — это все наши устоявшиеся слова. Движение — оно как поток; если где-то затор, то мы его протягиваем. С первых дней службы в дорожно-патрульной службе любой инспектор поймет, если ему сказать, что нужно «вытянуть тот-то и тот-то перекресток», для того чтобы максимально быстро восстановить движение транспорта в рабочем режиме. Это выражение существует с момента появления первых заторов и передается от опытных сотрудников молодым инспекторам.

— Все ли сотрудники могут быть регулировщиками?

— Да, наши инспектора, перед тем как заступить на работу, проходят около года обучение в учебном центре ГУ МВД России по Москве. Опыт владения жезлом передается также от инспектора инспектору. В батальоне любой сотрудник ГИБДД умеет регулировать движение, это обязательный навык.

— Что самое сложное в работе?

— Приходится стоять в проливной дождь, да и вообще в любых погодных условиях. Например, до середины 2000-х мы часто дежурили по нескольку дней, так как на устранение неполадок светофора требовалось больше времени. У нас в Северном округе таким проблемным местом считалось пересечение Волоколамского шоссе и улицы Врубеля. Там регулировали движение чаще всего — перекресток был сложный, с большим транспортным потоком. Инспектора дежурили, сменяя друг друга. Вы, кстати, наверное, замечали, что во многих подобных местах в городе даже ставили специальные огороженные стеклом тумбы, в простонародье «стаканы», для сотрудника ГИБДД. Сейчас они кое-где еще стоят, но выполняют уже иную функцию, там в основном располагается электроника для светофорных объектов.

— Жезлы ведь раньше тоже были другие? Кто-то еще пользуется старыми образцами?

— Да, сейчас жезлы стали легче, технологичнее. Они пластиковые, их хорошо видно в темное время суток за счет подсветки, которая вмонтирована в жезл. Классический же жезл сделан из дерева. Деревянный жезл долговечный и износостойкий, практически не поддающийся поломке. Кстати, вы знали, что жезл регулировщика не полосатый, а белый, с нанесенной сверху одной черной полосой? Сейчас из-за черной резиновой ручки легко спутать и подумать, что он просто полосатый. Также на жезле размещены световозвращающие полосы, для того чтобы при попадании света фар жезл был максимально виден водителю. Безусловно, на сотрудника ГИБДД, который виртуозно владеет жезлом, смотреть приятно. Как правило, это сотрудники с опытом работы. Жезл был, есть и будет одним из главных атрибутов регулирования дорожного движения. Практически у каждого маленького сына инспектора ДПС дома есть свой собственный настоящий жезл как символ причастности к службе отца.

Истoчник: Mk.ru