Александр Лукашенко подписал 9 мая политическое завещание

Пресс-служба президента Белоруссии опубликовала сообщение о подписании президентского декрета, согласно которому в случае смерти действующего президента его полномочия предаются Совету безопасности. На первый взгляд тут нет ничего необычного: до майских праздников, 24 апреля, Александр Лукашенко такой документ подписать обещал.

Фото сайта президента Белоруссии.

Первая странность, которая бросается в глаза, выбор даты. Точнее заявления об опубликовании – документ не опубликован. В Белоруссии, как и у нас, День Победы – это День Победы, с соответствующим настроем. Почему для подписания выбрано не 10-е мая, не 11-е?

Дальше – еще интереснее. По конституции полномочия в случае смерти президента переходят к премьеру. По декрету от 9 мая – Совбезу, куда входит, в числе многих, и премьер. Объяснить все эти странности мы попросили белорусского политолога Дмитрия Болкунца.

Первое, на что обратил внимание наш собеседник, это очевидное противоречие между новым документом и конституцией государства.

По его мнению, декрет противоречит действующей белорусской конституции. Там четко прописаны действия в случае, если место президента оказывается вакантным. Его полномочия автоматически переходят премьер-министру. И далее в течение 90 дней назначаются новые президентские выборы. А этот декрет выбивается из конституции: Совбез, который Лукашенко наделил особыми полномочиями в случае своей кончины, не имеет права выполнять функции управления. «На мой взгляд, это может создать ситуацию двоевластия, когда премьер, с одной стороны, обладает единоначалием для принятия решений, а с другой стороны, Совбез может претендовать на роль некого коллективного органа управления», — говорит Дмитрий Болкунец.

Почему нужно передавать полномочия от премьера Совбезу, в котором полноправным членом является тот же премьер? По версии политолога, все дело в ком-то, кто состоит в Совбезе. По его информации, в прошедшую среду имела место встреча премьера и Александра Лукашенко. На ней присутствовал и сын президента, Виктор. И в тот же день Виктор, ранее выведенный из состава Совбеза, был в состав Совбеза возвращен. И после этого подписание декрета стало вопросом решенным. Таким образом, как считает Дмитрий Болкунец, Александр Лукашенко «вернул своего сына в обойму лиц, принимающих решения», чтобы в случае его смерти члены его семьи могли сохранять контроль над ситуацией.

Впрочем, все это никак не объясняет срочность и выбор даты обнародования информации о декрете. Политолог предполагает, что в любом случае на это были какие-то неочевидные для сторонних наблюдателей, но весьма серьезные лично для Александра Лукашенко основания. «Возможно, дело в том, что он получил какую-то информацию, которая ставит под сомнение состояние его здоровья», или что-то другое.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.