Эксперт связала нервные срывы детей на ОГЭ с возрастом: как предотвратить

Психологи дают свои объяснения и рекомендации, как сделать, чтобы погасить последствия от стресса у школьников перед экзаменами, а у экспертов в образовательной сфере, занимающихся этой проблематикой и изучающих инциденты на ОГЭ и ЕГЭ, свое мнение на этот счет. Мы попросили учителя литературы и эксперта в области образования Марию Кучерову прокомментировать, исходя из ее свежего опыта этих дней, какие случаи на ОГЭ в этом году заставили детей испытать стресс.

Фото: АГН «Москва»

– Без преувеличения можно сказать, что «черные лебеди» прилетают в этом году именно на ОГЭ, – рассказывает эксперт. – В Северной Осетии перед началом ОГЭ по русскому языку умерла 15-летняя девушка, которая приехала сдавать экзамен из Дагестана. Первоначально причиной смерти назвали сердечный приступ, также утверждали, что девушка не ела три дня перед экзаменом. Совсем недавно пришла новость, что скончался юноша из Санкт-Петербурга после совершения попытки суицида. Конечно, с каждым случаем надо разбираться и выяснять, какую роль сыграл именно стресс на экзамене. Однако, на мой взгляд, есть определенные причины для подобных трагедий. За такие потери всегда спрос со взрослых, а не с детей.

По словам Марии Кучеровой, текущий учебный год был очень сложным и для детей, и для педагогов, и для родителей. Во многих регионах целых полгода обучение было дистанционным.

– Безусловно, дистант не мог не отразиться на уровне знаний пришедших на экзамены, – считает эксперт. – Объективно ОГЭ – это испытание, который мало на что влияет, сравнивать его с ЕГЭ не приходится. Но нельзя сбрасывать со счетов, что есть возрастные отличия между 14-15-летними подростками, заканчивающими 9 класс, и почти совершеннолетними участниками ЕГЭ. Пусть ОГЭ не влияет на возможность поступить в вуз, но школьники именно этого возраста реагируют на стресс и неудачи с меньшей выдержкой. А рвется, как известно там, где тонко. Не надо забывать, что среди школьников есть дети из группы риска – с генерализованными тревожными расстройствами, страдающие детскими депрессиями, обсессивно-компульсивными расстройствами («невроз навязчивых состояний»)… Сильное нервное напряжение может стать спусковым крючком к обострению имеющегося расстройства. Экзамен – это логическая точка в долгой истории школьного образования. А образование не может существовать без базовых принципов – уважения к ребенку и бережному отношению к его особенностям. Я много лет говорю о том, что надо комплексно решать проблему нервных срывов на ЕГЭ и ОГЭ среди детей из указанной группы риска.  

В этом году случился масштабный сбой при интерпретации результатов итоговых контрольных работ в 9 классах. В программе перевода баллов в оценки была заложена ошибка, и подростки массово получили «двойки» и «тройки». И с таким настроением они пошли на свой первый ОГЭ.

Вопиющая ситуация случилась на днях в Сургутском районе. Это наглядная иллюстрация, как на пустом месте образуется причина для мощнейшего стресса. В связи с эпидемией коронавируса проведение ОГЭ по русскому языку было принято решение разбить на два дня. 24 мая школьники написали экзамен без накладок, а вот 25 числа детям на экзамене по ошибке включили уже использованный накануне текст для изложения. Когда обнаружилась ошибка, экзамен был сначала прерван, а затем запущен по второму кругу. Был прочитан другой текст, и детям было предложено писать ОГЭ заново. Продолжительность работы при этом продлена не была. 3 июня, когда большинство выпускников в других регионах уже начали получать результаты ОГЭ, родителям детей, писавших ОГЭ в этом пункте проведения экзаменов, предложили подписать протокол государственной экзаменационной комиссии об аннулировании результатов экзамена. Теперь школьникам предложено сдать экзамен повторно в резервный день – 8 июня. Ошибка была допущена взрослыми, а расплачиваются дети!

В этом году было сокращено количество испытаний для сдающих ОГЭ по объективным причинам: коронавирус плюс долгий дистант. Решение ГЭК и властей ХМАО (случай в Сургутском районе) заставить детей писать ОГЭ по русскому языку повторно полностью противоречит и борьбе с коронавирусом, и желанию хоть как-то смягчить стрессогенность среди сдающих в этом году ОГЭ. Отсюда нервные срывы среди школьников и подобные трагедии. Решения в подобных ситуациях должны приниматься в пользу детей.  

В прошлом году было принято справедливое решение отменить ОГЭ. Напомню, что в 2020 году дети учились на дистанте только пару месяцев, а в этом году значительно дольше. Почему в этом году было принято решение проводить экзамены в 9 классах, да еще и по совершенно другим обновленным ФИПИ заданиям, загадка для всех, прежде всего, для учителей и родителей.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.