«Кого здесь еще любить-то?»: на Чебаркульском полигоне состязались танкисты

Буквально до недавнего времени моя осведомленность о южноуральском городе Чебаркуль ограничивалась упавшим неподалеку от него в 2013 году метеоритом. А дальше в познаниях была воронка, примерно как метеорита. Ни нужды, ни интереса узнать больше у меня почему-то не возникало. А вот зря. Забегая вперед, скажу, что природа там просто фантастическая. Какие там озера… А люди!..

Путь от Челябинска до края голубых озер, а именно так называют Чебаркуль, был не долог, но тернист. Точнее ухабист. Членов делегации Общественного совета при Минобороны и сопровождающих журналистов потрясло в военных автобусах от души. Проснулись даже те, кто хотел подремать в пути. Разница во времени и ранний выезд не придавали бодрости.

Да и кого здесь еще любить?

К нашему приезду на 255-м межвидовом полигоне, где проводился заключительный день состязаний среди танковых и мотострелковых подразделений, зрителей было уже полным-полно. Столичную делегацию встретил командир танковой дивизии полковник Иван Шканов. Членов Общественного совета пригласили пройти на трибуны, я же отправилась поближе к зрителями.

— А какие команды вышли в финал? — поинтересовалась я у группы танкистов, сидевших на скамейках для болельщиков.

  — Сегодня здесь экипажи Западного, Южного и Центрального военных округов, — отозвался один из бойцов.

Танкист оказался местным, из чебаркульской танковой дивизии, командир 9-й танковой роты старший сержант Максуд Довлатов. Он рассказал мне, что по итогам двухнедельных соревнований из семи экипажей в финал вышли три. Они-то и будут сегодня бороться за победу.

— Ваша команда победит, как думаете?

— Конечно, шансы есть. Экипаж сильный, на отборочном этапе наши механики лучшие результаты по скорости показали. Танк современный Т-72Б3, модернизированный.

Справка «МК»

Т-72Б3 — российский основной боевой танк семейства «Т-72». Представляет собой модернизацию танка Т-72Б, с доведением некоторых параметров до уровня Т-90А. Основное отличие Т-72Б3М от классических Т-72Б3 — новый дизельный двигатель и усиленные элементы защиты. Внешне новая модификация отличается,  благодаря дополнительным модулям современной динамической защиты «Реликт» на бортах, корпусе и башне.

Мое желание узнать о службе в танковых войсках удачно совпало с желанием собеседника поделиться своими знаниями. Танкист охотно рассказал мне, что экипаж состоит из трех человек: это командир танка, который управляет всем экипажем, наводчик-оператор и механик-водитель. Победа на всех этапах танкового биатлона в равной степени зависит от всех членов экипажа, разъяснил он. Командир поражает мишени, стреляет из зенитного пулемета. Наводчик-оператор производит стрельбу из танковой пушки. И очень многое зависит от механика-водителя, он же отвечает за скорость и за преодоления препятсвий. Можно не поразить одну цель, но за счет лучшего времени преодоления препятствий, без штрафных, прийти первым и победить.

— Тяжело быть танкистом?

— Танкистом… легко быть, — заулыбался Максуд.

— Так уж и легко? Легче, чем летчиком?

— Не знаю. Думаю, да. К нам ведь даже срочников в основном отбирают, кто до армии механиком был или трактористом. Вот многие говорят: в танке не удобно. Глупости. Удобно, и места хватает, все находится под рукой. Высоким, пожалуй, не комфортно, но таких и не берут.

— А шишек и синяков много попервой набивают? В танке же трясет сильно.

Вопрос возник у меня не из праздного любопытства. У меня уже был опыт поездки на танке в компании группы туристов из Индии. Больше всего я запомнила их невообразимый восторг и свои отбитые ребра, потому что зачем-то мне понадобилось вылезти в люк.

— Ну, а как без этого поначалу? Потом  уже опыт приходит.

— А правда, что девушки не очень любят танкистов, потому что от них соляркой пахнет?

— Как это не любят? – почти возмутился мой собеседник. — Еще как любят, песня же даже есть про танкистов.

Я не очень поняла какую именно из общеизвестных песен он имел ввиду. В голове сразу заиграла мелодия «Три танкиста, три веселых друга», но уточнять, не подвела ли меня интуиция, я не стала.

— А может девушки просто любят военных? – я не могла сдержать улыбку глядя на непосредственность Максуда.

— Девушки любят военных — это во-первых. А во-вторых, танкистов, — засмеялся старший сержант. — У меня вот жена и трое детей. Младшему сыночку вчера год исполнился. Да и кого здесь еще любить-то? Вокруг же одни танкисты.

В этот момент трибуны взорвались огнлушительными криками, и я поняла, что соревнования начались. Большинство военнослужащих вскочили с лавок, кричали, скандировали, хлопали в ладоши.

«Казань! Казань! Где мы — там победа!», — скандировала толпа молодых людей в форме с курсантскими погонами. Это были ребята из Казанского танкового училища.

Немного левее от них другие военные держали растянутый плакат: «Победить — наш долг и честь!». 

А на поле в это самое время, казалось бы, неповоротливые, неуклюжие механические громадины вытворяли настоящие чудеса. Они неслись на скорости, оставляя позади себя столбы пыли. Взлетали в воздух, преодолевая сопки, ныряли в ров с водой, исчезали в клубах черного дыма после выстрела и появлялись вновь. Зрелище впечатляющее.

Все это время военнослужащие рьяно поддерживали свои команды. Особенно болельщики экипажа Казанского училища. Такое ощущение, что у молодых военных был неиссякаемый запас энергии.

Состязания еще не закончились, а делегации Общественного совета при Минобороны уже нужно было уезжать в дивизию. Провожал общественников сам командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Александр Лапин.

Несколько памятных фото — и по автобусам.

«Сплав брони и сила духа»

«Сплав брони и сила духа» гласила надпись на одном из плакатов на территории гвардейской Витебско-Новгородской дважды Краснознаменной танковой дивизии. Мне кажется эта краткая, но глубокая фраза, как нельзя лучше описывала военнослужащих-танкистов.

Представители командования показали членам делегации территорию дивизии, после чего всех пригласили в расположении 33-го отдельного батальона связи.

«Без связи нет управления, без управления — нет победы» — еще одна надпись и снова в цель.

Военнослужащих в расположении не было, если не считать дневальных, которые круглосуточно должны находиться на посту. У остальных бойцов задач на день хватает.

Несмотря на то, что расспросить военных про их быт, нам не удалось, зато представилась возможность спокойно все осмотреть. Все здесь было по-армейски сдержанно и строго. И учебный класс, и кубрик с идеально заправленными  двухъярусными кроватями, к которым было страшно прикасаться, чтобы ненароком ничего не испортить. Ничего лишнего. 

В столовой председатель Комитета солдатских матерей Флера Маликовна Салиховская с удовольствием отметила, что меню военнослужащих стало гораздо многообразнее, чем раньше. Особенно она с удовольствием акцентировала внимание, что у солдат появилась возможность выбора из нескольких блюд. После нам показали клуб, музей и местную библиотеку.

Заключительная часть визита делегации по традиции была самой приятной. В клубе танкового полка перед собравшимися военнослужащими выступил председатель Общественного совета, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Он отметил, что нынешняя политика государства направлена на укрепление российской армии. Многое делается для поддержки военнослужащих и членов их семей.

— Сегодня, — сказал он, — уважение к российскому солдату стало нормой во всем мире. И служить Родине — это достойный выбор.

Члены Общественного совета поблагодарили защитников за службу и вручили лучшим военнослужащим грамоты и подарки. Концертная программа, подготовленная артистами, приехавшими с делегацией, завершила визит столичных гостей.

До отлета оставалось немного времени, и мы смогли насладиться южноуральской природой. Не зря все же местные так советовали съездить на озеро Еловое, вот где чарующая красота. Эх, задержаться бы здесь на денек-другой…

Но пора улетать домой.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.