В России могут изменить порядок зачисления в вузы

Уже на будущий год правила поступления в вузы могут радикально измениться. Правда, речи об отмене ЕГЭ пока не идет. А вот его монополии, как выяснилось в ходе дискуссии последнего дня ПМЭФ «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты», приходит конец. Среди озвученных альтернатив — зачисление не по ЕГЭ, а по итогам выполнения индивидуальных проектов, по квотам для спортсменов либо по совокупности достижений «Мои успехи».

Фото: Кирилл Искольдский

Последние годы основным путем из школы в вуз оставался ЕГЭ. Существовали, конечно, и другие возможности: например, через победу в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, или по окончании среднего специального учебного заведения. Но это был удел единиц. До пандемии коронавируса главная магистраль пролегала через ЕГЭ. И вот теперь, похоже, она делает крутой поворот.

Все началось с решения властей создать интернет-ресурс «Мои успехи», где на протяжении всего периода обучения ребенка будут копиться его личные достижения. Нечто подобное, правда, существует и сейчас. Но в отличие от нынешнего портфолио школьника, новый ресурс, как вновь подтвердил на ПМЭФ глава Рособрнадзора Анзор Музаев, позволит выпускникам «выбирать свою траекторию поступления – через результаты ЕГЭ, «Мои достижения», олимпиады или комбинацию всех этих форм». А что такое это право выбора, как не полное крушение монополии единых госэкзаменов?

Еще одно предложение в том же духе — в дополнение к ЕГЭ давать вузам бюджетные места для приема по другим результатам. Например, по итогам выполнения индивидуальных проектов или на основании собственных экзаменов. Среди других путей «повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов назвал возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ. Или «давайте вузам дадим квоты: пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил он.

Правда, вопрос об отмене ЕГЭ как такового не Форуме не поднимался. Более того, по словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, «по итогам прошлого, пандемийного года стало понятно, что вузы не заинтересованы в отмене ЕГЭ. Мы прорабатывали возможность приема по собственным экзаменам вузов, но все вузы, и столичные, и региональные, однозначно высказались за ЕГЭ. По большому счету оказалось, что все ЕГЭ довольны, и те задачи, которые перед собой ставят вузы, ЕГЭ позволяет решать».

Однако есть и иные оценки ситуации:

— Основная проблема российского образования — это пропасть, которая лежит между школой и вузом,- заявил «МК» российский омбудсмен по вопросам образования Амет Володарский.- А отсюда и высокий процент ребят, ежегодно отчисляемых с 1-го курса: они попросту не могут учиться в вузах, как будто попали после школы в другой мир. Таким образом, говорить о «безболезненном» переходе из школы в вуз в нашей стране и ЕГЭ как безальтернативном средстве такого перехода не приходится. Альтернативные формы ЕГЭ есть!

По словам эксперта, определять, есть ли у ребенка знания, необходимые, чтобы учиться в вузе, должны не единые госэкзамены, а сами вузы. Однако речь идет не о механическом возврате прежней системы вступительных экзаменов: это, подчеркнул Володарский, должна быть гибридная система:

— У нас уже сейчас есть вузы, получившие право учить ребят по собственным образовательным стандартам и принимать свои собственные вступительные экзамены. Вот они, выбив всё это для себя, в основном и говорят, что удовлетворены системой единых госэкзаменов и альтернативы ей нет. Тем временем все другие от этой системы страдают. Так почему бы, если правила, введенные для нескольких десятков вузов, и в самом деле так хороши, не распространить их и на всех? Считаю, что ЕГЭ в 11-м классе должен стать выпускным экзаменом, а вузы — получить автономию на прием студентов и решать: набирать абитуриентов по этим результатам или вводить собственные вступительные испытания. Например, на самых популярных направлениях подготовки. Главное — дать вузам возможность работать по своим стандартам — по крайней мере, тем, которые этого хотят! Ну а кроме того необходима конвертация международных экзаменов: скажем, сдал абитуриент кэмбриджский экзамен по английскому языку с наивысшей оценкой «А», и вуз конвертирует ее в 100 баллов по этому предмету. Уверен, что такая система не только освободит детей от страха перед экзаменами, но и будет способствовать повышению их кругозора!

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.