Политолог оценил последствия ухода военных США с базы Баграм в Афганистане

Крупнейшую военную базу в афганском Баграме покинули последние военные Соединенных Штатов и НАТО. Именно с нее на протяжении двух десятилетний осуществлялись ключевые операции против радикального движения «Талибан» и ИГ (террористические организации, запрещенные в России). Перспективы развития дальнейшей ситуации в Афганистане оценил эксперт.

Фото: AP

«Передача Баграма означает, что американцы уходят по-настоящему, безо всяких конспирологических мотивов о том, что они все-таки где-нибудь что-нибудь оставят или припасут для себя, – комментирует «МК» директор Аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко. – Нет, на этот раз Соединенные Штаты однозначно уходят, и, собственно говоря, присутствовать в Афганистане, в том числе в Баграме, они не будут. Вообще стоит сказать, что эта база была ядром всей американской и натовской системы безопасности в Исламской Республике. Однако западные контингенты находились в разных провинциях.

Я думаю, что уже к 4 июля, в День независимости США (а не 11 сентября, как было заявлено ранее), о выходе войск доложит и президент Джо Байден. В ближайшие несколько дней в республике не останется заявленных ранее американских военнослужащих. Наверное, там все еще будут работать резидентуры ЦРУ, отдельные группы спецназа, служба охраны посольства. Но вот того американского воинского контингента, который находился в Афганистане и к которому за 20 лет уже все привыкли, уже не останется».

По словам эксперта, ситуация в Афганистане уже изменилась. Поэтому говорить о каких-то дополнительных изменениях пока не приходится. Военное присутствие США в Афганистане на протяжении последнего года было вообще весьма условным.

«Американцы, как и представители НАТО, занимались подготовкой афганских сил безопасности, разведкой, использованием каких-то отдельных групп спецназа для решения деликатных задач, но в боевых действиях с «Талибаном» (запрещенная в России террористическая организация) они уже давно участия не принимают, – продолжает политолог. – Поэтому все ключевые изменения уже произошли.

Афганская армия вполне успешно сегодня справляется с задачей по сдерживанию «Талибана». Тот факт, что они смогли захватить несколько десятков уездов, не изменил серьезным образом стратегическую картину в республике, потому что крупные города все равно контролируются правительственными силами. Я думаю, что талибы и их пакистанские операторы немного разочарованы результатом июньских операций. Они явно ожидали большего и рассчитывали, что уход американцев и натовцев из Афганистана окажет сильное деморализующее влияние на местные силы безопасности, и те начнут сдаваться. Определенная нервозность по поводу ухода, разумеется, была, но вот признаков сокрушительной деморализации я не видел. Да, отдельные группы афганских военнослужащих сдавались в плен, но это было связано лишь с тем, что они оказались в действительно непростой ситуации в ходе июньского наступления талибов».

Сейчас во всей системе безопасности Афганистана происходит трансформация, считает эксперт. Наряду с армией, спецназом и ВВС появляется вооруженное народное ополчение. Речь уже идет о тысячах человек.

«Только в одной провинции Балх уже пять тысяч ополченцев встали под ружье, чтобы сопротивляться талибам и помогать афганской армии, – отметил Андрей Серенко. – Вообще главный результат вывода американских сил из Афганистана заключается в том, что происходит переформатирование не только местных сил безопасности, которые сейчас постепенно адаптируются к новым вызовам, но и характера афганского конфликта. Из международной операции по борьбе с терроризмом он превращается в отечественную войну народа и армии Исламской Республики Афганистан против пакистанской агрессии. Именно так нужно воспринимать наступления талибов. «Талибан» не имеет собственной политической субъектности, что бы ни говорили его апологеты. Лидеры этого радикального движения полностью контролируются пакистанскими спецслужбами и армией. Их силовая инфраструктура, семьи, бизнес находятся на территории Пакистана.

Никакого падения правительства или армии Афганистана не произойдет, что бы там ни говорили внезапно обозначающиеся многочисленные эксперты по телевизору. Местная армия достаточно спокойно и уверенно себя чувствует. Безусловно, есть масса проблем, но они были и раньше. Существуют сложности в установлении взаимодействия между различными подразделениями. Но это все решается на фоне практической боевой деятельности. Многие вещи, которыми раньше занимались американцы, теперь перешли под ответственность самих афганцев. Они учатся, иногда бывает тяжело, потому что это все-таки новый уровень работы. Главное – то, что армия, несмотря на трудности и потери, адаптируется к ситуации. И я уверен, что Пакистану не удастся свергнуть действующее правительство Афганистана и посадить в Кабуле подконтрольное Исламабаду марионеточное правительство».

Напомним, официальный вывод войск США и НАТО с афганских территорий начался 1 мая. Ранее глава Белого дома Джо Байден заявлял, что американская армия полностью покинет Афганистан к началу сентября. Президент подчеркнул, что военнослужащие других государств не могут ни создать, ни поддержать местное правительство.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.