Андрей Турчак: цены на продукты нужно не только сдержать, но и снизить

Резкое увеличение цен на так называемый «борщевой набор» заставило власти в срочном порядке пересмотреть подход к народным ярмаркам. Повышение стоимости картофеля, капусты, морковки и свеклы поставило многие семьи на грань выживания. По данным экспертов, от сложившейся ситуации страдает порядка 20 млн россиян, а доля расходов на продукты питания (40% от общего бюджета семьи) достигла максимума с 2010 года.

Пути выхода из сложившейся острой ситуации руководство правительства РФ, главы регионов, представители торговых сетей и депутаты партии «Единая Россия» обсудили в понедельник, 19 июля.

Фото: Наталия Губернаторова

На совещании речь шла о выработке конкретных решений по сдерживанию цен на «борщевой набор», а также помидоры и огурцы. «Единая Россия» совместно с правительством РФ, региональными властями и экспертами работают над конкретными решениями по сложившейся ситуации. За выходные был проведен мониторинг во всех регионах.

– У нас достаточно ресурса по овощной группе и картофелю, — сказал заместитель председателя в Госдуме Алексей Гордеев, возглавивший со стороны партии рабочую группу по мониторингу ситуации с ценами. — Но наценка очень существенная. Так, по данным нашего мониторинга, цена картофеля у поставщика в среднем 20 рублей за кг, а на полки он попадает с наценкой в 265%. То же самое с морковью, которая стоит 19,5 рубля, а наценка составляет 350%, У капусты — 41 рубль за кг и 215% наценки. Притом зачастую никакого логичного обоснования таким большим накруткам стоимости нет. 

Исправить ситуацию могли бы срочные и долгосрочные меры. Срочные: рекомендовать правительству заключить соглашение о снижении торговых наценок на продукты первой необходимости и овощную продукцию, с контролем за исполнением соглашения; организовать поставки от производителей на рынках и ярмарках без посредников на весь период сезона; снизить цены на удобрения для сельхозпроизводителей.

Долгосрочные: правительству создать рабочую группу по совершенствованию законодательства, которое установит баланс между интересами сельхозпроизводителей и торговыми сетями; предусмотреть с 2022 года в программе развития сельского хозяйства меры поддержки строительства мест хранения продукции на предприятиях малого и среднего агробизнеса; вернуться к теме создания сельхозкооперативов из местных производителей; обеспечивать привлечение трудовых мигрантов на тяжелые работы в период полевых и уборочных работ.

— Я общаюсь с семьями, с родителями, знаю, насколько эта ситуация тяжелая для всех семей, независимо от доходов, — поделилась опытом уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. — Чтобы помочь семьям в трудный момент, в государстве расширяются пособия, появляются новые льготы на налоги. Но нужно работать над доступностью того, что ежедневно нужно семье. По себе знаю, поход многодетной мамы в магазин — это мелкооптовая покупка. А с такими ценами как ее потянуть? Правительством принят ряд сдерживающих мер, но случается и неправомерный рост цен в некоторых регионах.

Как рассказала в своем выступлении вице-премьер Виктория Абрамченко, правительство поддерживает инициативы «Единой России» по организации работы ярмарок и рынков. Минсельхоз и Минпромторг тоже вошли в состав рабочей группы по контролю за ценами. Чтобы обеспечить физическую доступность «борщевого» набора, томатов и огурцов необходимо среди прочего вдвое увеличить количество ярмарок. На сегодняшний день 77 субъектов уже откликнулись и нормативные акты по организации ярмарочной торговли подготовили. Это позволит поставлять продукты от производителей напрямую потребителю по более низкой цене и создаст возможности для конкуренции между владельцами личных подсобных хозяйств и торговыми сетями.

— Существенный рост цен овощной продукции произошел из-за повышения их себестоимости, — говорит, в свою очередь, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. — Повысилась стоимость удобрений, импортных комплектующих для техники, электроэнергии и многого другого. Кроме того, неудовлетворительное качество урожая в прошлом году сыграло свою роль. К весне предложение стало меньше обычного. А нынешняя холодная весна сдвинула поступление на рынок свежего урожая. В итоге отпускные цены на морковь увеличились в 2,5 раза, свеклу — в 4 раза, картофель и капусту — в 1,5 раза. Чтобы как-то сдержать цены, мы снижаем собственные издержки, овощи продаются с минимальной наценкой или без нее вообще.

В ответ на это выступление Андрей Турчак обратился к Ассоциации компаний розничной торговли: покупатели в ближайшее время должны увидеть «радикальное снижение цен».

— Все, что нужно со стороны правительства самим сельхозпроизводителям, принято и оказывается. Поэтому давайте понятийно договоримся. Не хочу всю ответственность перегружать на сети, но ваша доля в снижении этой цены должна быть и должна быть существенной. Со своей стороны мы готовы вам помочь, — заключил Андрей Турчак.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.