«Пирамида», «конверт», «стрела», групповые синхронные «бочки» и «мертвые петли», «зеркало»… От многообразия фигур высшего пилотажа захватывает дух. И это далеко не все, что с легкостью и завораживающей красотой выполняют летчики широко известных на весь мир российских пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи».
Фото: Министерство обороны РФ
Корреспондент «МК» побывал на подмосковном аэродроме в Кубинке, где смогла увидеть тренировочные полеты и пообщаться с асами.
Более 30 лет назад командованием ВВС было принято решение о формировании на подмосковной авиабазе в Кубинке специальных пилотажных групп. Их целью было привлечь молодёжь в авиацию, и главное – продемонстрировать всему миру возможности российской авиатехники.
«Русские витязи» — единственная в мире авиагруппа, показывавшая фигуры высшего пилотажа на тяжёлых истребителях Су-27, сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1-й эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка. Мало кто знает, но изначально группа именовалась «Голубые молнии», но в 1991 году, практически перед самым отъездом на первый авиапоказ в Польшу выяснилось, что такое название уже существует у японских летчиков. Чтобы избежать путаницы «Молнии» переименовали в «Витязей».
6 мая 1991 года авиагруппа высшего пилотажа ВВС «Стрижи» на сверхзвуковых реактивных фронтовых истребителях МиГ-29, созданная на базе того же гвардейского Проскуровского авиаполка, впервые выступила на авиационном показе.
Вскоре о «Русских витязях» и «Стрижах» заговорил весь мир. Сейчас пилотажные группы ежегодно выступают на самых значимых авиапоказах и выставках.
Есть только истребители и небо
Небо над авиабазой голубое-голубое, почти без единого облачка. Идеальное небо, чтобы в полной мере насладиться красотой полетов. Истребители томятся в ожидании на площадке. С одной стороны красавцы «Витязи» с ярко-красной надписью на боку, с другой длинноносые «Стрижи».
— Сегодня у «Витязей» тренировочный полет пройдет на самых современных многоцелевых истребителях Су-35, «Стрижи» — на легких фронтовых истребителях МиГ-29, — вводит в курс дела офицер.
Справка «МК»
Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого в 2008 году. Су-35 является одним из основных истребителей ВВС России.
МиГ-29 – советский (российский) многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ «МиГ».
Военный летчик рассказал, что «витязи» также летают и на двухместных истребителях Су-30СМ. При выполнении боевых задач второе место в кабине предназначено для штурмана, в учебных полетах там сидит инструктор, который корректирует действия молодого пилота.
Фото: Лина Корсак
Рев двигателей заглушает слова сопровождающего. Первый «витязь» покинул строй и покатился по бетонным плитам, за ним второй и третий. Гул стоит такой, что хочется закрыть ладонями уши.
— Пойдемте поближе, отсюда будет плохо видно, — кричит офицер.
Наблюдать за полетами с близкого расстояния, это совсем не то же самое, что на авиашоу в толпе. Есть только истребители и небо, и больше ничего. Самолеты в плотном строю словно скреплены какими-то невидимыми приспособлениями, не позволяющими нарушить дистанцию внутри группы. Сердце замирает при каждом маневре. А мастерство, с которым пилоты контролируют многотонные машины в воздухе, поражает воображение.
МиГ-29 на фоне "сушки" и правда выглядит как маленькая птичка. Легкий истребитель даже внешне похож чем-то на стрижа. Маленький, юркий, с легкостью рассекает носом-иголкой воздух.
— Как они вообще это выделывают на тяжелых боевых машинах? – при каждом очередном маневре асов пилотажа в голове по кругу проносится один и тот же вопрос.
Фото: Лина Корсак
— Сейчас «Стрижи» выстроятся шестеркой в фигуру «пирамида», — поясняет происходящее в небе один из офицеров. — Далее выполнят групповую «бочку», петлю Нестерова. Выстроят «конверт», «стрелу». Продемонстрируют «кубинский бриллиант» — совместный полет девяти самолетов: тяжелых Су-35С и легких МиГ-29. Это визитная карточка пилотажных групп из подмосковной Кубинки!
Штучный товар
Два тренировочных полета закончены, пилотам надо отдохнуть и подготовиться к третьему, заключительному на сегодняшний день этапу.
Перед полетами общаться с журналистами считается плохой приметой. Но мне все же удалось побеседовать с командиром звена авиагруппы «Стрижи» майором Дмитрием Косоруковым. На мою удачу, его летный день на сегодня был закончен.
Фото: Лина Корсак
— В чем уникальность МиГ-29 по сравнению с другими истребителями?
— Сейчас все унифицируют, объединяют, чтобы все было компактно в одном самолете, делают авиационные комплексы. И как легкий фронтовой истребитель он остался уникальным. Его плюсы как боевой машины в том, что он неприхотлив, может работать с грунтовых полос. Очень прост в обслуживании. Можно поменять двигатель всего за 3 часа, на автомобиле такое невозможно. И в то же время обладает серьезными боевыми показателями.
— Говорят, он во многом уступает «сушкам» — Су-27 и Су-30. Это так?
— Я бы не сказал. Есть, конечно, определенные моменты по прицельному комплексу. Су-35 оснащен современными технологиями. Там стоят мониторы, у нас приборы.
— Какие основные фигуры высшего пилотажа выполняют «Стрижи»?
— Косые петли, петля Нестерова («мертвая петля») в составе 9 самолетов, дополнительное перестроение из «копья» в «ромб» из 9 самолетов.
— Рассказывают, что Чкалов как-то более ста петель сделал. А сколько раз подряд возможно выполнить «мертвую петлю»?
— Пока не надоест или топливо не закончится. Хоть из петли в петлю входить.
— А вы сами могли бы, как Чкалов, под мостом пролететь?
— Конечно. В этом нет ничего особенно, любой мог бы, — улыбается офицер.
— Что сподвигло выбрать эту профессию?
— Я родился в семье военнослужащего, правда, не летчика, а танкиста. Как и положено у военных, наша семья много ездила по всей необъятной Родине. Наверно, как у всех мальчишек, у меня была мечта стать космонавтом. На то время для того, чтобы воплотить это желание в жизнь, надо было сначала стать военным летчиком. После девятого класса, когда подошло время определяться в выборе будущей профессии, я поступил в Челябинскую школу-интернат с первоначальной летной подготовкой. Началась летная практика, но в сложные 90-е годы не на всех воспитанников даже хватало топлива, чтобы в принципе полетать.
Среди нашего потока тренировочно летали всего два человека. Один из них был я. Видимо, это и стало ключевым моментом для осознания, что я должен дальше идти по этому пути. После окончания школы уехал поступать в Армавирское летное училище.
— Когда поняли, что хотите летать в «Стрижах»?
— К тому моменту, когда у меня возникло желание попробовать себя в пилотажной группе, я уже три года отработал летчиком-инструктором. В любой профессии необходимо развитие, я думаю. Если человек не идет вперед, через какое-то время он сам себя перестает уважать. Мне хотелось чего-то нового, интересного. В 2008 году сделал запрос, мою кандидатуру рассмотрели. Не сразу все получилось, конечно. Попал сюда лишь спустя два года, в 2010 году. В тот год вместе со мной пришло много кандидатов, но подготовить всех невозможно. Пилотажники — штучный товар, если можно так выразиться. Отбирают одного-двух и планомерно их готовят.
— Что было самое сложное для вас?
— Изначально я пошел по линии одиночного высшего пилотажа, с расчетом на то, чтобы потом стать «соло-пилотажником». В группе тогда хватало людей, и готовить еще кого-то дополнительно не было необходимости. Как в любом становлении, поначалу было сложно преодолеть себя. Перед каждым полетом возникало определенное волнение. Но это абсолютно нормально.
— Сейчас уже не волнуетесь?
— Каждый раз волнуюсь. Если волнения не будет, то пора заканчивать с полетами. Потому что любая ошибка, допущенная в небе, может закончиться трагически. Необходимо все продумать на земле, перед полетом отключиться от всех проблем.
— В групповом полете сложно взаимодействовать между собой, чувствовать дистанцию?
– Любой полет начинается с земли. По правилам летного обучения сначала необходимо провести наземную подготовку. На нашей терминологии она называется «пеший по-летному». Когда отрабатывают групповую слетанность, начинают от простого к сложного. Сначала полет в тройке, потом в шестерке, девятке. И каждый момент многократно отрабатывается. Все возможные нюансы в рамках внештатных ситуаций, тоже обговариваются заранее. Взаимодействие между собой — это определенный комплекс сигналов, знаков, выработанный годами. Люди все абсолютно разные. Кто-то летает «чувствами», кто-то опирается на цифры. Но эти люди должны чувствовать и понимать друг друга, чтобы находиться в общем строю.
Фото: Лина Корсак
— Между «Стрижами» и «Витязями» присутствует конкуренция?
– Безусловно. Без конкуренции нет развития. Но она должна быть честной и правильной.
— Что друг другу желают летчики перед полетом?
— Чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок.
***
Мы покидали военный аэродром в Кубинке под рев авиационных моторов: полеты продолжались. А в душе еще долго был восторг и удивление от этих необычных крылатых людей. Побед вам, асы!
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.