Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» занимает почетное место в истории отечественного кораблестроения: первая советская атомная субмарина. Не за горами время, когда любой желающий сможет увидеть эту легенду советского флота и даже побывать в ее отсеках. Сейчас давно «ушедшего на пенсию» стального ветерана готовят к переводу из Баренцева моря в Кронштадт, где подлодка станет главным экспонатом музея.
Фото: en.wikipedia.org
К-3 «Ленинский комсомол» – легендарный корабль. Эта подлодка стала первенцем советского атомного судостроения, предназначенным для Военно-морского флота. По времени ввода в строй ее опередили лишь две американские атомные субмарины.
Наш атомоход прослужил в составе Северного флота треть века – с 1958 по 1991 гг. В послужном списке этого подводного торпедоносца – выполнение не одного уникального тактического задания. В 1961-м К-3 отправилась в длительное автономное плавание, заступив на боевое дежурство в Атлантическом океане. А годом позже корабль совершил небывалый до той поры арктический поход, совершив дальний рейд подо льдами Северного Ледовитого океана.
После того, как «Ленинский комсомол» был выведен из состава флота, его судьба казалась предрешенной. Легендарная К-3 числилась в планах утилизации отслуживших свое подводных лодок. Однако реализовать эти намерения быстро не удалось. Отсрочку своей «смертной казни» «Ленинский комсомол» получил в точном соответствии с поговоркой «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Наступили лихие 1990-е, страна находилась в сложнейшем экономическом положении, денег ни на что не хватало. Поэтому К-3, как и многих ее «коллег», тоже списанных с флота, оставили в покое: не до утилизации.
Но в 2005 году вновь «ожили» прежние планы. К-3 отбуксировали в акваторию судоремонтного завода «Нерпа», расположенного в Снежногорске под Мурманском. Из корпуса субмарины вырезали и удалили реакторный отсек. После этого казалось, что вот-вот уникальный корабль начнут «пилить на иголки». Однако в ситуацию вмешалось общественное мнение. На защиту «Ленинского комсомола» встали многочисленные ветеранские организации, ученые-ядерщики, заслуженные моряки… Их ходатайства о сохранении первой отечественной атомной субмарины в качестве памятника истории были в конце концов услышаны «наверху». В 2010 году Главком ВМФ принял решение не утилизировать К-3.
Впрочем и после этого будущее подводного атомохода-ветерана оставалось неопределенным. Последние почти 4 года К-3 простояла в закрытой для посторонних акватории на подведенных под ее корпус понтонах.
Фото: Кадр из видео
Наконец судьба легендарной подлодки прояснилась. Ее планируют разместить в музее Военно-морской славы в Кронштадте, сделав главной «изюминкой» экспозиции.
Из Баренцева моря в Балтийское – долгий и непростой путь. Предполагается, что К-3 от нынешнего ее места «прописки» поведут на буксире, огибая Кольский полуостров, в Белое море, затем по Беломоро-Балтийскому каналу, по Ладожскому озеру и, наконец, по Неве и Финскому заливу — в Кронштадт.
Чтобы старый корабль благополучно справился с трудным испытанием, специалисты завода «Нерпа» сейчас приступили к подготовке его к дальнему походу. К-3 завели в стационарный док, там на лодке демонтируют некоторые элементы конструкции для улучшения остойчивости при нахождении на суше. После чего «Ленинский комсомол» переместят в плавучий док и отправят к месту новой, музейной «службы».
Как сообщается, по прибытии в Кронштадт на К-3 проведут реставрацию и некоторую реконструкцию, необходимую для использования корабля в качестве музейного экспоната. Будет восстановлен вид внутреннего пространства большинства основных отсеков субмарины, а реакторную часть заменят муляжом. Предполагается, что в музее огромный корпус подлодки установят на берегу, на специальных металлических опорах, и накроют сверху прозрачным куполом.
По имеющимся планам доступ посетителей к этому главному экспонату Музея военно-морской славы в Кронштадте может быть открыт в 2023 году.
Один из ветеранов-ядерщиков, работавших над осуществлением советских атомных проектов, доктор наук Анатолий Чечуров на протяжении многих лет руководил подразделением Курчатовского института, занимавшимся вопросами безопасности и надежности атомных установок на кораблях. Молодым выпускником вуза он принял участие в работах по созданию К-3.
— Первая в нашей стране атомная подводная лодка была спущена на воду летом 1957-го, — рассказывает Анатолий Михайлович. — После этого наступил этап ее достройки, который продлился без малого год. Как раз на это время и приходится мое знакомство с К-3 и даже некоторое участие в работах по ее превращению в «живой» корабль.
В начале 1958 года, сразу после окончания вуза, мы с моим однокашником Толей Сорокиным были направлены на предприятие-«почтовый ящик» в закрытый город Молотовск, который позднее был переименован в Северодвинск. Именно там и строили К-3.
Конечно, нам – совсем молодым, неопытным, серьезных заданий не поручали. Помню, например, что под руководством женщины-химика довелось готовить сорбенты для фильтров 1-го контура, которые предназначены для очистки воды от радиоактивных нуклидов.
Сам этот проект первой советской АПЛ, считаю, был одним из великих прорывов в науке и технике, осуществленных в СССР. Он уникален в том числе и быстротой, с которой удалось воплотить идею подводного атомного боевого корабля в жизнь.
Подумайте только: ведь секретное постановление о начале работ по созданию атомной подлодки Сталин подписал в начале сентября 1952 года. А уже в марте 1956-го на испытательной базе в Обнинске запустили макетный образец. В помещении была построена хвостовая часть подводной лодки с энергетической установкой и машиной, — протянули линию вала от атомного реактора до гребного винта и начали проводить испытания. А параллельно с этим в Молотовске уже шли работы над выполнением «заказа №254», — так в документах обозначали будущую К-3. И в 1958 году лодка была готова, 4 июля «Ленинский комсомол» дал ход под атомной силовой установкой.
Конечно, многие конструкции еще требовали усовершенствования, доводки. Это ведь был первый у нас такой корабль. Ситуация тогда возникла необычная: замечаний по лодке много, как ее передавать флоту? Было принято уникальное на ту пору решение. Передать К-3 в состав Северного флота в опытную эксплуатацию, чтобы по ходу выполнения кораблем заданий выявлять и устранять с участием специалистов — ученых и конструкторов, все выявляемые недостатки.
Такой метод оказался очень эффективным. Удалось добиться форсированного решения технических проблем за короткие сроки.
Мне довелось, уже будучи сотрудником профильного подразделения Курчатовского института, неоднократно выезжать на Северный флот и заниматься решением проблем на К-3, связанных с работой реактора. Там было много чего. Например, поначалу часто выходили из строя, текли теплообменники 1-го и 3-го контуров. Причиной была в том числе активная коррозия. Пришлось вносить исправления в конструкцию антикоррозийных устройств…
— О том, что «Ленинский комсомол» нужно не резать на металл, а сохранить в качестве ценного исторического памятника, разговоры в наших кругах шли с самого момента вывода этой подлодки из состава флота, — продолжил Анатолий Чечуров. – Знаю, что писали письма, обсуждали это с высоким флотским начальством… Одно время все упиралось, вроде бы, в отсутствие денег на ремонт и приспособление АПЛ под музейный экспонат. К счастью, теперь эти проблемы остались в прошлом, и К-3 не разделит печальную судьбу многих легендарных российских и советских кораблей, которые оказались уничтожены.
К слову сказать, «Ленинский комсомол» — не единственное вещественное напоминание о самых первых наших атомных подлодках, сохранившееся до сегодняшних дней.
В Обнинске, где была в свое время создана уже упомянутая мною испытательная база и при ней появился затем учебный центр для моряков, которые должны служить на атомных субмаринах, в 1990-е открыли памятник. На постаменте установили целиком рубку, снятую при ее утилизации с одной из лодок первого атомного проекта 627 «Кит».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.