Четвертое «обнуление» губернаторов: власть показала им кнут и пряник

Если закрепленные в законах правила то и дело меняются в зависимости от того, что именно власть сочтет для себя выгодным и политически целесообразным в данный конкретный момент, можно ли сказать, что какие-то правила в России вообще есть? Выборы прошли, и пришла пора реализовать то, что придерживалось, — дабы не злить население и не раздражать региональную элиту. И вот 27 сентября сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников (ЕР) объявили, что вносят на рассмотрение парламента законопроект об общих принципах организации власти в регионах.

Фото: Алексей Меринов

На 165 страницах текста инициативы есть много чего достойного отдельного описания и обсуждения. Но среди прочих нововведений привлекает внимание исчезновение каких бы то ни было временных ограничений для губернаторов: им можно будет занимать высокий пост сколь угодно долго, а не максимум два срока подряд, как сейчас. Если бы все оставалось как прежде и правила не менялись, последний, второй, срок на данный момент течет у более чем двух десятков глав субъектов РФ, среди них — мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской области Андрей Воробьев, Тульской — Андрей Дюмин, Тверской — Игорь Руденя, глава Чукотки Роман Копин и даже (страшно подумать!) глава Чечни Рамзан Кадыров. А теперь, если Президент РФ будет не против, вполне себе смогут баллотироваться в губернаторы еще раз.

Едва ли кто удивился предложенным в законопроекте пониманиям принципа сменяемости власти — в конце концов, год назад у нас были «обнулены» и президентские сроки. Но с губернаторскими-то сроками «обнуление» за последние 20 лет случается не впервые, пора бы, кажется, остановиться!

В 90-е главы субъектов РФ где назначались, а где избирались, а кое-где то назначались, то избирались. Пеструю картину представляла собой тогда в этом смысле наша Федерация. Но в 1999 году приняли тот самый обреченный на смерть закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В нем в качестве основного закреплялся принцип избрания глав регионов на всеобщих выборах. И в нем же было прописано: срок полномочий не больше 5 лет и не больше двух сроков подряд. Никаких оговорок насчет того, как быть с теми губернаторами и президентами национальных республик, которые к тому времени уже один, а то и два раза избирались, сделано не было.

А через год с небольшим возникла ПРОБЛЕМА. В 2001 году должен истечь второй срок полномочий «политического тяжеловеса» в полном смысле этого слова — избранного президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Найти столь же влиятельного и способного удержать от конфликта с центральной властью большую, густонаселенную территорию с сильным на тот момент национальным (а то и националистическим) движением Кремль не мог. Президент Путин занимал свой пост всего лишь второй год, только что закончилась вторая чеченская война. Как быть?

Проблему решили, внеся в тот закон оговорочку: у избиравшихся до 1999 года глав регионов те сроки, что были раньше, не считаются. «Обнуляются». Шаймиев благополучно переизбрался и возглавлял Татарстан до 2010 года. В общей сложности 18 лет. Заодно подфартило и еще нескольким главам субъектов РФ.

Но после теракта в Беслане Кремль провел радикальную реформу политической системы и с 2005 года отменил губернаторские выборы: глав регионов стал назначать президент, а потом — одобрять региональные парламенты. Слова про «не более двух сроков подряд» из закона исчезли: и правда, какой в них был при таком подходе смысл? Все губернаторы, избиравшиеся ранее хоть два раза подряд, могли быть снова назначены.

Но вот беда: отмена выборов губернаторов, хотя и признанная конституционной Конституционным судом, изначально была и осталась мерой непопулярной. И после массовых акций протеста в конце 2011-го – начале 2012 года народу пообещали демократизацию. Одним из пунктов программы, озвученной уходящим в премьеры президентом Медведевым, а реализованной уже при вернувшемся в Кремль Владимире Путине, стало возвращение прямых губернаторских выборов. В многажды переписанный закон 1999 года опять внесли поправки — и про «не более двух сроков подряд» тоже. А все сроки, что накопились у глав регионов до того, опять были признаны не имевшими места!

В результате всех этих пертурбаций в историю современной России вписаны имена глав субъектов РФ, скромно называемых «долгожителями». Первое место по праву занимает Евгений Савченко, который 27 лет возглавлял Белгородскую область: к моменту отставки в 2020 году он два раза назначался и пять раз избирался. Второе за Амангельды Тулеевым — 20 лет во главе Кемеровской области: три раза назначался, два избирался, согласился уйти в отставку лишь в 2018 году после пожара в торговом центре «Зимняя вишня»…

«Конечно, президент является сторонником сменяемости власти, но это не должно быть навязчивой идеей, которая мешает работе», — так прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложение опять всё «обнулить» в законопроекте Клишаса-Крашенинникова.

Честно говоря, навязчивой идеей принцип сменяемости власти по воле народа в ходе выборов давно уже не является. В последние годы, когда отставки губернаторов случаются пачками, по несколько за день, а некоторые не досиживают и до конца первого срока, слова про «не больше двух сроков подряд» кажутся почти не имеющими смысла. И «тяжеловесов» среди возглавляющих субъекты РФ в буквальном смысле осталось раз-два и обчелся. Да и их, вроде бы избранных населением, в любой момент может подкосить утрата доверия главы государства…

Кстати, во внесенном сейчас в Госдуму законопроекте право главы государства отправлять в отставку без объяснения причин предложено сделать практически безоговорочным.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Илья Гращенков, политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики, отметил, что документ готовился на протяжении последнего года, поскольку еще в прошлом году началось обсуждение возможных дополнительных сроков для губернаторов. По его мнению, если этот закон будет принят, то это приведет к отмене губернаторских выборов, как это было в 2004 году. А смена названия должности губернатора (по закону они должны будут называться главами субъектов Федерации) свидетельствует о том, что региональная политика спускается на уровень ниже и становится делом федерального центра.

«Неограниченные возможности переизбираться дают право федеральному центру создавать устойчивые коалиции игроков в ситуации ухудшающейся экономики. То есть можно делать ставку на глав, которые держат ситуацию под контролем, не опасаясь, что они станут «хромыми утками», — считает политолог. — Ухудшение экономической ситуации на фоне игнорирования властью запросов людей может привести к росту протестных настроений в стране».

Политолог Аббас Галлямов отмечает, что инициатива — демонстративный сигнал обществу, что власти не интересен запрос людей на новые лица и обновление системы. То есть президент будет решать, когда губернатору пора уйти, а не законодательные ограничения в виде двух сроков. «Стоит отметить, что это делается после выборов. Очевидно, если бы это решение принималось до выборов, то оно могло повысить риск протестного голосования», — пояснил Галлямов.

Что касается увеличения губернаторам срока правления на один год, то эксперты сошлись во мнении, что это укладывается в попытку унифицировать действующее законодательство. «Все будут главами субъектов и избираться на пять лет. Есть еще один важный момент по Заксобраниям, где все депутаты — госслужащие. То есть у них будет зарплата и нельзя будет эту должность совмещать. Это также должно привязать их к губернатору», — уверен Гращенков.

Однако Татарстан может помешать плану переименовать всех руководителей регионов в глав субъектов. В отличие от Чечни, где Рамзан Кадыров отказался от этого звания, отмечая, что президент в стране должен быть один, в Татарстане обратная ситуация. «Для Татарстана это очень важно, еще в 90-е годы все боялись некоторого сепаратизма, — сказал Гращенков. — Это богатая, населенная территория, которая отличается от остальных регионов. Попытка «наехать» на их самобытность может привести к тяжело прогнозируемым последствиям. В России ничего подобного давно не было, поэтому тут можно только наблюдать за развитием ситуации».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.