Правнук репрессированного чекиста попросил реабилитировать охранника Геббельса

Крайне странное дело всплыло на днях в электронной базе Верховного суда. Высшим судьям предстоит рассмотреть вопрос о реабилитации …начальника охраны Йозефа Геббельса. Кому в голову пришло оправдать человека, который следил за безопасностью одного из первых лиц гитлеровской Германии, узнал «МК».

Фото: pexels.com

Вообще выглядит это как настоящий сюрреализм. Военная коллегия ВС приняла к рассмотрению чье-то заявление, в котором содержится немыслимая, казалось бы, просьба: реабилитировать Вильгельма Эккольда — начальника охраны министра пропаганды Третьего Рейха Йозефа Геббельса. 13 сентября, судя по информации в базе, заявление принято к производству и передано судье, а 21-го вынесено постановление о его рассмотрении без изучения дела в закрытом судебном заседании. 

Справка «МК»:

Из протокола допроса начальника личной охраны Геббельса Вильгельма Эккольда, 18 мая 1945 года (архив Электронной библиотеки исторических документов Российского исторического общества)

«Эккольд Вильгельм — 1902 г. р., урож. Гильдбургхаузена, бывший криминальный комиссар министерства пропаганды Германии. 6 июня 1945 года арестован УКР «Смерш» 1-го Белорусского фронта по обвинению в том, что «служил в германских карательных органах, с 1934 года являлся членом преступной организации СС, в составе криминальной команды нес охрану Гитлера, а с 1935 года до капитуляции Германии являлся начальником личной охраны Геббельса». По приговору военного трибунала Московской области от 23 января 1952 года осужден на 25 лет лишения свободы. Определением военного трибунала Московского военного округа этот приговор оставлен в силе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 года Эккольд 7 января 1956 года передан властям ГДР»

Если кто-то пытается реабилитировать нацистского преступника, этот «кто-то» по идее сам должен отправиться в тюрьму — ведь оправдание нацизма в нашей стране запрещено и является преступлением. От этого еще более странной кажется карточка дела в электронной базе Верховного суда. Но она там есть, и дело само тоже есть. Правда оно, как и все дела о реабилитации, секретное. Забегая вперед, отметим лишь, что не принимать заявление у суда не было никаких оснований.

Тем не менее, нам удалось выяснить, кто за всем этим стоит. По данным источника «МК», инициатором попытки реабилитации военного преступника поистине международного класса оказался некий Александр Бусаров. Персонаж по-своему примечательный и уж точно большой оригинал. Десять лет назад он затеял спецоперацию, которую сам же и окрестил «Немезидой для чекистов».

Господин Бусаров, по данным разных источников, в свое время был не то юристом Минюста РФ, не то историком из Курска. Не в этом суть. Главное — ему удалось раздобыть и вывезти за границу архивные материалы с фамилиями сотрудников НКВД, которые в 30-50гг прошлого века были репрессированы, попали под военный трибунал и были расстреляны либо приговорены к огромным тюремным срокам. Своеобразное историческое расследование Бусаров начал давно  и на это у него  была вполне веская причина. Прадед Александра Бусарова сам служил в НКВД и сам попал под репрессии.

Мужчина был крайне этим фактом недоволен и решил провернуть настоящую «спецоперацию». Он собрал фамилии и даже якобы личные дела расстрелянных чекистов и попытался их реабилитировать. С этого места, правда, логику уловить куда сложнее. Бусаров считал, что реабилитация силовиков, которые сами же потом попали под репрессии, докажет всю кровавость и порочность системы НКВД как таковой.

Юрист-историк начал подавать через сайт Главной военной прокуратуры заявления о реабилитации всех, чьи имена ему удалось найти. Но его ждало фиаско: прокуроры нередко отвечали, что человек, за которого хлопотал Бусаров, уже реабилитирован и без него. Хронический заявитель решил, что прокуратура втихую оправдала «сталинских палачей».

Правда, сами прокуроры никакой интриги в своих действиях не видят. С 1991-го по 2009 годы органы военной прокуратуры провели проверку почти по 275 тысячам архивных уголовных дел. Более 124 тысяч человек признаны жертвами политических репрессий. Остальным в реабилитации было отказано.

Получив ответ из прокуратуры о реабилитации ряда интересующих Буслаева лиц, он в ответ потребовал вернуть им госнаграды и звания. 

Кстати, одним из тех, о чьей судьбе посмертно решил позаботиться господин Бусаров, был ефрейтор Севелий Дмитриев, пытавшийся совершить покушение на Иосифа Сталина. Эта история окончилась в 2017 году: Верховный суд в реабилитации Дмитриева отказал.

Справка «МК»:

6 ноября 1942 года ефрейтор Савелий Дмитриев, покинув свой пост в полку, отправился на Красную площадь, выждал, пока из Спасских ворот Кремля покажется правительственный автомобиль, и открыл по нему огонь. Он полагал, что в машине находился Иосиф Сталин, но ошибся. В автомобиле ехал нарком внешней торговли Анастас Микоян, который чудом не пострадал. Дмитриев был задержан, осужден и спустя восемь лет после совершенного им теракта расстрелян.

И вот теперь новый, куда более шокирующий, поворот.

Как рассказал источник «МК», знакомый с практикой рассмотрения заявлений о реабилитации лиц, признанных врагами народа или военными преступниками, Бусаров действовал так: сначала он подал заявление в Главную военную прокуратуру. Там, разумеется, оправдывать главного телохранителя Геббельса отказались. Но на этом дело не закончилось. По правилам, если заявитель с резолюцией прокуроров не согласен, они должны провести дополнительную проверку. А итоговое решение принимать в таком случае должен уже Верховный суд. Так что высшим судьям ничего не оставалось, как принять дело к производству.

Истинные мотивы самого Александра Бусарова туманны. По данным различных СМИ, несколько лет назад он уехал в Европу и уже оттуда продолжал бомбардировать прокуратуру и суды заявлениями и жалобами. В 2013 году он даже подал в ВС административный иск с требованием признать недействующей инструкцию ФСБ, которая устанавливает порядок работы с архивными документами. На заседание суда Бусаров тогда не явился, тяжбу проиграл. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.