Глухая от рождения россиянка стала известным гидом

Существует общепринятое мнение, что людям с ограниченными возможностями очень сложно и состояться в профессиональном плане, и найти счастье в личной жизни. Мол, успешная карьера, семья и дети — это не для инвалидов. Раньше во многом так оно и было. Однако мир меняется, и все чаще мы узнаем истории успеха, любви и родительской состоятельности таких людей. Им помогают стать сильными собственные мамы и папы, а они, в свою очередь, растят своих детей такими же, умеющими преодолевать трудности и становиться счастливыми вопреки всему.

Татьяна Трофимова не слышит с детства. Так же как и ее родители. Однако сегодня Татьяна профессиональный гид и организатор международного лагеря для глухих детей и, кроме того, благополучная жена и мама. Всей этой насыщенной и интересной жизни могло бы не случиться, если бы не главные ангелы ее жизни — родители. Девочка Таня была единственным и любимым ребенком в семье Трофимовых. Их крошечная страна глухих находилась в небольшой подмосковной квартирке в Коломне, где девочка росла под присмотром мамы, папы и бабушки.

— Мое детство, — рассказывает Татьяна, — можно назвать почти счастливым. В общем, совершенно обычным. Я была таким дворовым ребенком. Много гуляла, общалась. Сейчас уже и не помню, как так получалось, потому что все дети во дворе были слышащие. Как-то общий язык находили. Удивительно!

Однако мама Татьяны, Ольга, говорит, что не так уж и безоблачно было детство ее девочки. «Таня не терпела никакой несправедливости, — рассказывает она. — Мы с ее папой не слышим с детства, не говорим, а Татьяна еще в детском саду освоила звуковую речь. Это, с одной стороны, позволило ей иметь друзей, а с другой — отдалило нас на какое-то время друг от друга».

Мир слышащих и мир глухих — почти не пересекающиеся прямые. И понять тревогу родителей Татьяны можно. Ведь однажды мама Татьяны во время уборки нашла дневник, который, как оказалось, ее дочка вела с пяти лет. Записи из этой маленькой школьной тетрадки открыли маме удивительный и непростой мир ее ребенка. Изо дня в день в дневнике появлялись записи о том, как сложно и, главное, обидно, когда тебя не понимают слышащие, что же делать, если обижают и даже бьют сверстники, и как объяснить слышащей бабушке, что она терпеть не может ходить по врачам.

Мне кажется удивительным, что пятилетняя глухая девочка умела писать, вела дневник и гуляла одна. «Ничего удивительного, — объясняет мама Татьяны, — мы отдали дочь в специализированный детский сад, работающий по системе Леонград, поэтому Таня умела говорить. Буквы на карточках я начала показывать, когда она была еще совсем маленькая. К пяти годам она прекрасно читала. Я понимала, что от того, как Танюшка будет развита, зависит вся ее дальнейшая жизнь. Ну а девочка она была самостоятельная, так что мы отпускали ее иногда одну во двор».

Надо отметить, что система Леонград настаивает на том, что глухой ребенок для лучшей социализации обязан уметь разговаривать голосом, поэтому в детском саду было запрещено пользоваться дактилем и жестовым языком. Как ребенок будет общаться с глухими родителями, никого не волновало. Однако именно эта строгость сыграла Татьяне на руку. Поступив в школу, где учились разные по уровню слуха дети, умение говорить позволило девочке уверенно существовать между двумя мирами — слышащих и глухих.

— Мы с папой часто отправлялись в поход, плавали на надувной лодке, музыку слушали, — вспоминает Татьяна.

— Музыку?

— Да, думаете, глухие не любят музыку? Я воспринимаю музыку по вибрации. Тяжелый рок люблю, потому что это очень ритмичная музыка.

С юными экскурсантами.

Несмотря на то что общение со сверстниками Татьяне давалось относительно легко, а контакт с родителями был безусловным, в подростковом возрасте не обошлось без сюрпризов. Больше всего родители любого ребенка боятся, чтобы он не связался с плохой компанией. Татьяна таки связалась. «Мне было чертовски интересно с ними. Хотелось попробовать все на свете. Конечно же, старалась показать, что я не хуже их, несмотря на то что глухая. Мы много гуляли, развлекались, чего только не перепробовала!»

— Неужели наркотики тоже?

— Нет, с наркотиками я не была знакома. Что-то меня останавливало.

— Представляю, как переживала ваша мама.

— Да, мама переживала, конечно. Но она всегда мне доверяла. Останавливала в самый нужный момент, направляла и настаивала на том, что надо учиться и быть ответственной. Мама научила меня видеть и, главное, не переступать важную грань между «плохо» и хорошо».

Видимо, вот это материнское доверие и поддержка не дали Татьяне возможности свернуть куда не нужно. А еще Татьяне всегда помогал спорт. С 14 лет она занимается волейболом.

— Сначала я ходила в секцию слышащих. С одной стороны, я много узнала о технике, с другой — общения не было никакого. Я была совсем одна. Отыграла — и домой. Девчонки хохочут, что-то обсуждают, а я, как дура, только наблюдаю.

Чтобы не чувствовать себя «дурой», Татьяна перешла в спорт глухих, где ее настигают один за другим новые открытия. К двадцати пяти годам она принимает участие в Олимпийских играх для глухих, выходит замуж и рожает ребенка.

— А как вы познакомились с мужем?

— Нам было по 16 лет, он был из нашей глухой тусовки. Нельзя сказать, что была влюбленность, не было и конфетно-букетного периода, притерлись уже потом. Просто понравились друг другу, наверное. А потом и сын появился.

С ребенком на руках Татьяна продолжает тренироваться, ездит на сборы, участвует в Сурдлимпиаде в Тайбэе… Свадьба в этом водовороте событий как-то затерялась.

«Сегодня сын самый большой мой друг, и мы очень тонко чувствуем друг друга», — говорит Татьяна. Мальчик, к сожалению, родился тоже глухим.

— Сначала я очень расстроилась из-за этого. Но потом поняла, что и ему с нами, и нам с ним так общаться будет намного проще. Мой муж много занимается с сыном, мы путешествуем. Я, естественно, переживаю за учебу и стараюсь показать ему весь наш мир как можно более полноценно. Музеи, экскурсии, спорт сына — все на мне. А муж очень рукастый человек и старается прививать сыну любовь к физическому труду, считает, что мужчина должен уметь все делать в доме сам.

blank С мужем и сыном.

— Как вы первое время справлялись с ребенком? Вы же были такая молодая, еще сама почти ребенок!

— Было тяжело, конечно. Помогли родители, муж. А еще у меня проснулся материнский инстинкт. Этому способствовала еще и спортивная травма, которую я получила.

— Знак?

— Да, думаю, это был знак. Что нужно остановиться, уделить время семье.

Однако время, проведенное в спорте, не прошло для Татьяны просто так. Она окунулась совершенно в иной мир общения, познакомилась не только с новыми людьми, но и получила возможность выучить международный жестовый язык. Именно этот факт чуть позже даст новый толчок развитию Татьяниной карьеры.

А пока она занялась сыном и семьей. Приходя в сад, а потом и в школу забирать сына, она наблюдала за детьми и понимала, что система не всегда дает детям понятийную базу. «Многие глухие дети так и остаются развиты очень плохо, — говорит Татьяна, — потому что учителю нет дела до каждого отдельного ученика. Никто не объясняет им отдельные понятия, не расшифровывает значения. А дети часто боятся спросить».

Поэтому Татьяна решила взять образование сына в свои руки. Заметив, что мальчику плохо дается английский язык, Татьяна стала искать информацию в Интернете о преподавании английского для глухих. И однажды поиск ее вывел на информацию о международном лагере для глухих детей в Словакии. Лагерь искал волонтеров. «Нет, мне тогда это не было еще интересно, — говорит Татьяна, — я решила поехать туда ради сына. Ну и несколько родителей доверили мне своих детей».

Однако после работы в словацком лагере ее жизнь круто изменилась. Совсем новый уровень общения, доверия и получения знаний открылся перед Татьяной и ее сыном. «Мне хотелось стать ребенком, — вспоминает Татьяна, — хотелось вот это отношение почувствовать на себе — девочке». Для сына Татьяны, Алеши, лагерь также стал откровением, научив общаться с разными людьми, обогатив его жестовый язык и подтолкнув к желанию учиться дальше.

— Мне мама с папой всегда говорили, что я очень умная и развитая девочка. Нельзя сказать, что я очень уж доверяла этим словам. А вот лагерь и работа там действительно показали мне, что я могу многое, что я знаю многое. И, самое главное, могу научить всему, что я знаю, многих детей.

— Так, значит, предложение стать международным гидом стало для вас само собой разумеющимся?

— Да, такое предложение мне поступило в лагере. Я загорелась.

Приехав в Москву, Татьяна пошла учиться на курсы гидов. На самые обычные — для слышащих. И сразу же получила увесистый пинок от жестокой реальности. Преподаватель курсов отнеслась к появлению на занятиях Татьяны весьма скептически, объяснив ей, что глухой гид — нонсенс. Проглотив обиду, Татьяна продолжила учиться, составляла экскурсионные маршруты, путевые листы, писала лекции. До сих пор Татьяна является одним из самых известных глухих российских гидов. Она организует экскурсии и для соотечественников, и для иностранцев. Особенно трогательны ее экскурсии для детей, на которых она сочетает и игровые, и познавательные методики.

А свою мечту организовать лагерь для слабослышащих детей Татьяна не забыла, несмотря на серьезную экскурсионную нагрузку. «Когда я вернулась из Словакии, я не только пошла учиться на гида, а еще начала создавать видеоролики, где рассказала о своей поездке. Предлагала вместе организовать детский лагерь, где будут глухие вожатые. Потому что, когда вожатые тоже глухие, детям намного легче найти контакт и друг с другом».

Создать лагерь, привлечь инвесторов, уговорить родителей было непростым делом. Татьяне помог волонтерский опыт, опыт социальной работы и соцсети. Лагерь в итоге состоялся, приведя в восторг и детей, и взрослых. А у Татьяны возникла новая идея — создать Всемирную ассоциацию глухих гидов, войти в международные организации, иметь возможность обмениваться опытом и успешно интегрировать детей в мир слышащих. С 2021 года Татьяна Трофимова стала сотрудником Всероссийского общества глухих. Она работает ведущей на новостном интернет-канале общества. И эта работа — еще один шаг к воплощению ее мечты в жизнь.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.