Серия странных взрывов в Воронежской области: психопат-экстремист или диверсанты

Неспокойными выдались лето и осень в Воронежской области. Три подряд странных преступления – взрыв в автобусе с двумя погибшими, десятками пострадавших в областном центре, подрыв отдела полиции и убийство семьи в Лисках, взрыв в офисе управляющей компании в Павловске… Мы побывали в столице Черноземья и попытались выяснить, кто стоит за этими, не связанными с другом, на первый взгляд, ЧП.

Фото: Кадр из видео

СПРАВКА «МК»: 12 августа в 21.11 на остановке общественного транспорта «Плехановская» внутри автобуса марки «ПАЗ», следовавшего по маршруту 10 «А», прогремел взрыв. В салоне находилось 35 человек. Двое из них скончались, большинство пассажиров получили различные повреждения. Следователи возбудили уголовное дело о ненадлежащем оказании услуг по перевозке пассажиров. По поручению председателя СКР Александра Бастрыкина оно было передано в центральный аппарат ведомства. Оперативное сопровождение ведёт ФСБ.

Что взорвалось

Несмотря на квалификацию уголовного дела, версию о нелегальном газовом оборудовании эксперты исключили сразу. И водитель, и владелец автобуса, и хозяин автопарка бьются об заклад: газа не было, «ПАЗ» ездил на дизельном топливе, бак после взрыва остался целым. Да и тщательный осмотр автобуса показал: никаких изменений в конструкции не было. Более того, по словам местного активиста движения «Город и транспорт» Виталия Иванищева, если бы взорванный автобус имел газовое оборудование, то это был бы единственный и эксклюзивный экземпляр на весь город.  

Рассмотрим ситуацию с несчастным случаем. Если кто-то из пассажиров перевозил что-то взрывоопасное, например газовый баллон, то по логике хозяин опасного багажа должен был находиться в эпицентре взрыва, а значит, пострадать сильнее других или даже погибнуть.

Ольга Черникова. Фото: Лев Сперанский

Первая жертва — 22-летняя уроженка Липецкой области Ольга Черникова. Девушка приехала в Воронеж учиться на юриста и в злополучный день ехала покупать платье, в котором планировала появиться на свадьбе друзей. Ольга лишилась двух ступней, умерла в той же день. Её похоронили в родной деревне. В справке о смерти сказано: «взрывчатых веществ не обнаружено». 

blank Татьяна Иванова. Фото: Лев Сперанский

Вторая погибшая — 55-летняя Татьяна Иванова (скончалась на следующий день после взрыва). Она работала в кондитерской и в злополучный день, как обычно направлялась домой. На остановке ее встречал муж, Юрий Борисович. Он также подтвердил «МК», что ничего опасного супруга не перевозила.   

— Она с сумкой ехала. Её мне отдали (показывает сумку с разорванным взрывной волной ремнём, пятнами крови, — Авт.). Видите, вся потертая? Сумка новая была, это от взрыва она такая стала.

Муж Татьяны показывает улику — сумку жены. Фото: Лев Сперанский

Однако в справке о смерти Татьяны Ивановой одной из причин смерти назван: «Контакт со взрывчатым веществом с неопределенным намерением». В Международном классификаторе болезней имеются специальные пункты о транспортных авариях или контакте пострадавших с огнём, газами и иными веществами. Это означает, что в данном случае речь идёт именно о взрывчатке.

blank В свидетельстве о смерти Татьяны Ивановой упоминаются взрывчатые вещества. Фото: Лев Сперанский

В автобусе была ещё одна пассажирка, которая была ближе других к эпицентру взрыва, но сумела выжить. Это 22-летняя гражданка Казахстана Анастасия Герасименко. У неё баротравма, пострадала грудная клетка, голень — пациентке пересаживали кожу. По словам Анастасии, из её тела были извлечены осколки, напоминающие металлическую стружку. Как рассказала пострадавшая, 12 августа она ехала с работы домой, в злополучный автобус села на той самой остановке, где случилось ЧП. Анастасия не заметила ничего подозрительного, заняла место у окна, спиной к эпицентру взрыва и углубилась в телефон. Всё, что она помнит — рвануло сразу после того, как в автобусе закрылись двери. Причем взрыв прогремел позади нее, а взрывная волна шла снизу, как будто устройство находилось на полу.

Эту информацию и опубликованные в Сети видеозаписи взрыва мы попросили прокомментировать бывшего начальника антитеррористического подразделения ФСБ.  

− Что, по-вашему, взорвалось в салоне автобуса?

− Скорее всего, это безоболочное взрывное устройство. Фугас — это значит, что основным поражающим эффектом является взрывная волна, перепад давления. В ограниченном пространстве — это страшное оружие. Отсюда у пассажиров и баротравмы, и отсутствие осколочных ранений. А в эпицентре и не только ступни может оторвать обычная шашка динамита массой 200 граммов.

− По горячим следам взрывотехники не смогли определить первичными методами взрывчатое вещество. Какая именно взрывчатка могла взорваться в автобусе?

− Веществ и смесей существует очень много. Такое бывает, что соскобы не дают реакции на основные виды взрывчатки. Тут необходимы специальные исследования. Это могла быть и шашка, и аммонит, так называемая колбаска, и строительные, и военно-взрывчатые вещества. Скорее всего, были использованы какие-то специфические вещества, раз сразу их не определили. Плюс, по опыту, даже несмотря на то, что дело стоит на контроле, очереди на проведение специальных экспертиз большие.

− Случайно ли взрыв произошёл сразу после того, как закрылись двери?

− Рассмотрим два сценария. Если взрыв был рассчитан на урон пассажирам, то это мог быть управляемый взрыв. Тот, кто привел бомбу в действие, наблюдал за автобусом (снаряд был приведен в действие электрическим или радиосигналом) или был внутри (механический или огневой способ подрыва). Взрыв произошел именно после закрытия дверей, когда в салоне образовался относительный вакуум. Но стеклянные окна разбились и выпустили основную силу взрывной волны. Взорвись такой фугас, например, в погребе, погибло бы гораздо больше человек.

Другой вариант, если взрыв был чтобы напугать конкурентов, например, или вывести из строя конкретный автобус. Тогда, закрытые двери — это случайность. И сам взрыв, скорее всего, прогремел раньше, чем планировалось. Возможно, для приведения снаряда в действие была выбрана химическая реакция, которая по каким-то причинам произошла раньше задуманного.  

Мрачный эксперимент

Если причина не в технике, и никто не вёз ничего взрывоопасного, то взрывное устройство могли специально заложить в салон. Кто? Где? Когда и, главное, зачем?

Прежде, чем искать ответы на эти вопросы, мы самостоятельно проверили бдительность пассажиров и водителя случайного автобуса, следующего по тому же самому маршруту. Пропустив пару маршруток, дождались точь-в-точь такой же «ПАЗ», как тот, что взорвался 12-го августа. На круговой конечной, где автобус не делает продолжительную остановку, мы зашли в пустой салон одновременно с парой других пассажиров. Уставший взгляд водителя скользнул лишь по руке с деньгами. Секунда – и мы уже в автобусе. 

На оставленный пакет никто не обратил внимания. Фото: Лев Сперанский

Осталось пронести наш «груз» в конец салона и незаметно заложить его под печку. Для эксперимента был взят чёрный и максимально шуршащий пакет. Полминуты — и «груз» в том самом месте, где и был предположительно эпицентр взрыва. При отсутствии других посторонних предметов в салоне наша подозрительная «закладка» явно бросалась в глаза. Часть пакета мы оставили специально торчать из-под металлического борта, прямо под ногами сидящих, в надежде, что хоть кто-то обратит внимание на подозрительный предмет. Но и это не помогло.

За все время примерно половина пассажиров, оказавшись рядом с «эпицентром», бросали тревожные взгляды на подозрительный предмет. Но ни за сорок минут пути от микрорайона «Отрожка» до «Плехановской», ни за весь путь до «Перхоровича» никто из воронежцев не предпринял даже попытки выяснить, чей пакет лежит у них под ногами.  Так что проблем с «закладкой» у взрывника, увы, возникнуть не должно было.

Наш собеседник – бывший начальник Управления транспорта местной мэрии, а ныне директор компании-перевозчика «Автолайн» Дмитрий Крутских, ныне также возглавляющий одну из компаний-перевозчиков города.

— Автобусы оборудованы системой видеонаблюдения?

— Малая часть. Оборудовать одну машину стоит примерно 150 тысяч рублей. После драки некоторые начинают кулаками махать, мол, почему перевозчики не ставят эту систему? Тут я заступлюсь за всю отрасль и задам другой вопрос: «Ребят, мне как перевозчику она нужна?». Ответ: «Нет».

— Когда реально на практике водители осматривают салон автобуса?

— Допустим, правила были соблюдены, и автобус вышел на рейс не из дома, а рано утром. На практике водитель проверяет салон раз в два-три круга. Объясню, почему. Многие заходят на круг без остановки, либо с незначительной остановкой. И обход бы в принципе мало кто делал бы за весь день, если не чисто меркантильный интерес — мелочь, забытая в салоне, вещи пассажиров, за которые в теории можно получить благодарность от их хозяев. Поэтому, на месте оперативников, я бы брал для отработки последние два-три круга.

Разборки конкурентов

Итак, взрыв был умышленным, но какова его цель? Первая и основная версия подрыва автобуса – разборки конкурентов. И у нее есть основания.

На рынке транспорта в столице Черноземья трудятся 12 компаний-перевозчиков, в том числе «АТП-1», которой принадлежал взорванный автобус. Генеральный директор автопарка Владимир Георгиевский от встречи отказался, но подтвердил, что в его фирму действительно поступали подозрительные звонки чуть ли не с угрозами незадолго до ЧП. Тогда это связали с тем, что компания выиграла конкурс на обслуживание городского маршрута № 88. 

blank Отстойник автобусов на конечной остановке. Фото: Лев Сперанский

Мы выяснили, у кого мог быть конфликт с «АТП-1». По конкурсу главным конкурентом автопарка-победителя была фирма «Автолайн». Но Дмитрий Крутских в разговоре с «МК» проговорился, рассказав, что заявку на участие в конкурсе на обслуживание 88-го маршрута подал по просьбе своего нового партнера, некоего уважаемого в городе пенсионера МВД. Как мы выяснили речь шла о бывшем начальнике воронежского УВД Валерии Ларичеве, перешедшем в «Автолайн»  из компании, которая ранее обслуживала маршрут 88. 

Этот человек когда-то возглавлял отдел оперативного управления московского полицейского главка, имеет государственные и ведомственные награды. Его имя также фигурировало в громких скандалах: его подчинённых пытались обвинить в смерти председателя стачкома экскаваторного завода, а после заявления жены Ларичева о побоях даже возбуждалось уголовное дело по статье УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», которое впоследствии было закрыто. Местные СМИ характеризуют Валерия, как сильного руководителя, но имеющего неспокойный темперамент. Вот что он пояснил нам по поводу взрыва автобуса.

— У меня лично нет конфликтов. Я общался на эту тему со специалистами ФСБ из Москвы. То, что их интересовало, я им объяснил. Постарался ответить на все их вопросы. Удовлетворены они или нет, я даже не знаю.

— Как человек с опытом оперативной работы, какую вы версию имеете?

— Версию, связанную с местью между перевозчиками города Воронежа, я отметаю. По другим версиям я не обладаю информацией.  

Кстати, и Дмитрий Крутских не считает эту версию реалистичной.

—  Послушайте, идти на преступление, за которое сидеть 15 лет, из-за заработка в 30 тысяч (именно столько чистой прибыли, по словам собеседника, приносит обслуживание спорного 88-го маршрута, — Авт.), смешно и глупо.   

— Хорошо, тогда кто, по-вашему, мог устроить взрыв?

— У меня две версии. Это мог устроить какой-нибудь экстремист, у которого поехала крыша, или спецслужбы соседних государств, например Украины. Почему я не исключаю сумасшедших? Как бывший начальник управления транспорта, отмечу, что интерес к транспорту в городе большой. Ежедневно поступают жалобы от людей, возомнивших себя гражданскими активистами. Жалуются на всё: кресла, чистоту, щетину на лице водителя. Есть даже настоящий сутяжник, который постоянно жаловался на перевозчиков и засыпал  претензиями изготовителей, поставщиков с требованиями компенсаций в досудебном порядке. 

Почему какой-нибудь психопат, знающий слабые места системы, не мог устроить такое на нашем транспорте?

Что касается второй версии, то на такие мысли наталкивает отсутствие следа. Случилось идеальное преступление. С учётом отсутствия камер даже силовики не знают, кто мог быть причастным. Иначе бы их уже установили, прошло уже достаточно времени. К тому же не секрет, что время от времени на границе в соседней Ростовской области, наблюдается активность, пресекаются прорывы диверсионных групп.

— И спецслужбы придерживаются этой же версии? 

— Я предоставил аналогичный «ПАЗ» для следственного эксперимента – его подгоняли к месту взрыва. Так, вот скажу вам, что машина до сих пор востребована, сначала каждый день приезжали в наш парк эксперты, сейчас пару раз в неделю. Что-то химичат с «дубликатом». Как я понимаю, многие вопросы по взрыву до сих пор открыты.

Диверсанты или одиночки?

Несмотря на огромный объём проведённых оперативно-следственных мероприятий, зацепок у силовиков немного. Из-за отсутствия видеонаблюдения в автобусе, большого количества «слепых» зон в городе и особенно в районах остановок, пока даже не установлен круг возможных причастных к взрыву. Существовала версия о том, что подрывник мог себя проявить, устроив ещё один взрыв.  

СПРАВКА «МК»: В ночь на 16 сентября Виктор Мирский, житель села Волчанское, расстрелял свою соседку Гулистан Ибрагимову, ее сына и племянника. Затем он приехал в райцентр Лиски, где совершил нападение на отдел полиции – открыл стрельбу и взорвал две гранаты (ранен один полицейский). На следующий день Мирского поймали, при задержании он был тяжело ранен, но сейчас его жизни ничего не угрожает. Рабочая версия: Мирский конфликтовал с семьей Ибрагимовой, полицейские не стали проверять его жалобы, за что он решил отомстить им.

Фото: Кадр из видео

Психотип Мирского таков, что он вполне подходит под образ «потребителя-эксремиста». Человек, обиженный на весь мир, имеющий солидный запас оружия, боеприпасов и взрывчатки… В теории он вполне мог устроить подрыв автобуса. Но, кроме географического совпадения, никаких доводов в пользу причастности Мирского к ЧП в Воронеже у следствия нет.

Однако на этом странные ЧП в Черноземье не закончились.

СПРАВКА «МК»: В ночь на 20 октября  в городе Павловск был взорван офис управляющей компании «Атлас-инжиниринг». Никто не пострадал, помещение сильно повреждено. Рабочая версия – месть кого-то из недовольных жильцов.

И вот здесь уже напрашиваются более реальные аналогии с взрывом в Воронеже. Тип преступления (предварительно в Павловске использовалось безоболочное ВУ, — Авт.), возможный портрет подрывника (все тот же потребитель-экстремист) – это уже наводит на размышления о серийности  преступлений. По нашим данным, эксперты тщательно изучают характер устройств, использованных при двух взрывах.

Нечто похожее в криминальной истории России уже случалось. В 2008-2009 годах волна взрывов прокатилась по курортному Сочи. Бомбы маскировали под случайно забытые на улице предметы — фонарик, зажигалку и т.д. Всего погибли 14 человек, десятки были ранены. За преступление были задержаны сотрудник милиции (получил пожизненный срок) и работник местной телестудии. Они объясняли свой поступок довольно невнятно – месть бомжам, заполонившим город (хотя среди жертв было полно обычных людей).

Действует ли на Черноземье псих-одиночка, которому все равно кого взрывать – что пассажиров автобуса, что сотрудников управляющей компании? Или нити действительно тянутся в ближнее зарубежье, а цель взрывов – посеять панику среди россиян. Надо полагать, спецслужбы приложат все усилия, чтобы получить ответы на эти вопросы.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.