«Валентина Малявина оказалась человеком, надломленным внутри»

30 октября не стало актрисы Валентины Малявиной. И только спустя десять дней об этом стало известно. Мы поговорили с актрисой и режиссером Анной Яновской, которая в самом начале своей карьеры в начале 90-х снималась с Валентиной Малявиной в картине «Осенние соблазны» Владимира Грамматикова.

Анна Яновская и Валентина Малявина в фильме «Осенние соблазны».

— Вы были совсем юной актрисой, когда снимались с Валентиной Малявиной в «Осенних соблазнах»…

— У меня с этим фильмом связан очень счастливый период жизни. Я как раз поступила на курс к Марку Захарову, и меня утвердил на главную роль Владимир Грамматиков. Валентина Малявина играла мою маму. Сначала я снималась только сама и с Игорем Ясуловичем.

Помню, что с Валентиной Малявиной наша первая встреча была напряженной. Сколько же ей тогда было? Наверное, 50 лет. То есть как я теперь. И какая-то она была неспокойная. Мне было 19 лет, и я ничего и никого не знала. Хотя Наталью Фатееву знала. Поскольку я снималась одна, и машина приезжала только за мной, я привыкла садиться на переднее сиденье. В день нашего знакомства я тоже так сделала. И тут влетает какая-то взъерошенная женщина, говорит: «Подождите-подождите!» Потом появляется Наталья Николаевна — спокойная, с голубыми глазами. Мы поздоровались. Они сели сзади. Едем. Я тогда не понимала ничего про субординацию. И вдруг Валентина говорит: «А молодая актриса не хочет тебе, Наташенька, уступить место впереди?» Стало так напряженно. А у нас как раз общая сцена. Мне сказали, что это Валентина Малявина, и она играет мою маму. У нас не совсем получалась сцена. И как-то я сурово ответила, после чего Игорь Николаевич Ясулович сказал: «Ты поосторожней. Она только из тюрьмы вышла».

— На вас это произвело впечатление?

— Для меня такая бездна открылась! Я поняла, что жизнь многообразна, и со мной снимается актриса, которая вышла из тюрьмы, что у нее интересная судьба. Я стала присматриваться. Валентина Малявина оказалась ранимым человеком, надломленным внутри, — отсюда такие реакции. Они с Натальей Николаевной Фатеевой могли целоваться, а потом вдруг разойтись в негодовании. Меня это забавляло. Так я познавала жизнь.

Потом мы с Валей подружились, и она меня резко полюбила. И еще она меня поразила тем, что у нее был молодой возлюбленный. Ей 50, а ему — лет 25. Я его помню: красивый, с бородой, художник, по-моему. Трепетно к ней относился, любил. Это было видно. Мужчины у нее были красивые. А деток, по-моему, не было.

Владимир Грамматиков умел создать домашнюю атмосферу на площадке, всех сплотить. Генеральский дом, где снимался фильм, находился в Болшеве. И жили мы поблизости, в Доме творчества. Там кроме нас были Говорухин и другие кинематографисты, писавшие сценарии. После каждой съемки художники, артисты собирались по вечерам в зимнем саду, обсуждали завтрашний день, общались, а потом танцевали. Валя тоже танцевала — и так зажигала! К нам Говорухин приходил… Пожалуй, у меня больше не было таких съемок. Мы все жили в корпусе, а Фатеева — в отдельном домике, и мы у нее собирались, устраивали дискотеки. Она собирала всех кошек, а Валя над ней постоянно иронизировала.

Сама она была послушная, но какая-то взъерошенная. Видимо, оттого, что ей не хватало работы и любви после всего, что с ней произошло. Какая-то она неспокойная была, мятущаяся. Во время озвучания вдруг пропала. Ее долго не могли найти. Осталось несколько не озвученных ею фраз, и Владимир Грамматиков устроил кастинг — кого-то вызывали, чтобы ее голосом доозвучить роль.

— Говорят, что когда Валентина Малявина вышла из тюрьмы, никто не хотел ее снимать, коллеги сторонились… Не было ощущения, что Грамматиков ее просто пожалел, решил поддержать?

— Было. Фатеева дружила с Валей, и они с Владимиром Грамматиковым за нее переживали и, конечно, поддержали. Валя играла в спектакле по французской комедии, с которого все и началось. По этой пьесе был снят фильм с участием Бельмондо. Грамматиков увидел спектакль, и они со сценаристом Сашей Симакиным адаптировали пьесу. Ему понравилось, что это комедия положений, и все происходит практически в одной локации. Мы начали снимать в середине сентября, а закончили в середине октября. Сначала было жарко, как летом, потом наступила осень, и падали желтые-желтые листья, лес был очень красивый. А в конце съемок пошел снег. Сняли мы за 25–30 дней. Это считалось рекордом. Раньше же картины годами снимались…

— Какой актрисой была Малявина?

— Когда мы работали, я ее не очень оценила. Мне казалось, что она не в жанре: Малявина все-таки не комедийная актриса. А потом я увидела Валю в «Ивановом детстве» Тарковского и поняла ее ценность для кино. Какие же у нее невообразимые глаза! В ней был какой-то надлом, что очень ценно, и такое очарование юности, когда она снималась у Тарковского, а потом в фильме «Король-олень». Когда мы вместе работали, Валя уже был взрослой, играла характерную роль, и ее называли по сценарию «теткой».

— Позднее вы общались?

— Лет десять назад ко мне обратился один режиссер, снимавший про Валентину документальный фильм. Она долго ему что-то рассказывала, а потом мы поехали к Валентине в гости. Тогда она еще жила дома, но уже была на грани, и ее отдали в пансионат.

Читайте материал    «Друг скончавшейся актрисы Малявиной рассказал о ее жизни в пансионате»

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.