Эксперт рассказал, почему надо следить за кораблями НАТО в Черном море

В последние дни обстановка в Черном море накалилась. Американские самолеты-разведчики ВВС США и корабли их 6-го флота, прибывшие сюда на международные учения, чувствуют себя почти как дома. Российские военные ведут себя довольно сдержанно. Раньше они позволяли себе более активные действия. К примеру, комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «слепили» американские радары или имитировали атаки на палубу эсминца, показывая, кто здесь хозяин. Теперь ничего подобного не слышно. Тишина. А почему?

Фото: Кадр из видео

О реакции российских военных на появление натовских кораблей в Черном море, «МК» рассказал военный эксперт.

Российские военные накануне сообщили, что в акватории Черного моря одновременно действовали семь кораблей НАТО, включая американский эсминец Porter и штабной корабль Mont Whitney. Затем к ним присоединились еще два украинских — «Славянск» и «Олефиренко», которые на фоне «американцев» смотрелись почти букашками.

Над Черным морем замечены британский самолет-разведчик RC-135, стратегические бомбардировщики В-1В ВВС США вместе с воздушным танкером, а также две группы самолетов F-15 Strike Eagle. Российские корабли, включая фрегат «Адмирал Эссен», патрульный корабль «Павел Державин» и флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва», продолжали следить за непрошенными гостями.

Корабли и самолеты НАТО не в первый раз близко подходят к нашим границам, щекоча нервы нашим военным. Бывало, что в ответ они получали ответную «щекотку». Об этом не раз писали СМИ, рассказывая, как российские самолеты с комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) глушили, ослепляли, американский эсминец «Портер», или «Дональд Кук».

Сообщалось даже, что после одной из таких атак 27 моряков «Дональда Кука» после испытанного стресса в ближайшем порту просили об увольнении, намереваясь покинуть военную службу. Но на сей раз во время учений НАТО в Черном море подобных духоподъемных историй Интернет почему-то не выдает.

— Потому что такие истории – это фейки, в лучшем случае сильное преувеличение, — объяснил «МК» военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров. – Ничего подобного не было. Никто не пугался, не увольнялся. И вообще такое «щекотание нервов» может привести к опасным последствиям. Нужно просто выполнять приказ и делать свое дело. Наши моряки сейчас как раз именно это и делают. Они ведут радиоэлектронную разведку. Определяют, на каких кораблях, каких частотах, с какими параметрами работает радиоэлектронная аппаратура, ракетные и артиллерийские комплексы наших «гостей». Американская аппаратура выдает импульсы в электронном поле. Мы их ловим, записываем, изучаем.

-Какая аппаратура с нашей стороны следит за этим? Где она расположена?

— У нас на всех самолётах, на всех кораблях есть комплексы радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

Сейчас все ракеты и многие артиллерийские снаряды управляемые. Они летят по сигналам, которые им передаются со спутника американской системой GPS. То есть система GPS определяет координаты цели, и уже по этим координатам – а все они передаются в электронном виде – либо ракета, либо управляемый снаряд наводятся на цель.

— Наши системы РЭБ способны этому противодействовать?

— Мы можем создать с их помощью, образно говоря, «воздушные пузыри». Когда управляемая ракета попадает в него, она теряет сигнал GPS, и уже не знает куда лететь. Грубо говоря, летит сама по себе, куда стукнуло в её электронную голову.

Или, допустим, с помощью РЭБ создается некая добавленная реальность. Кстати, натовцы часто жаловались, что мы им создает такую добавленную реальность в акватории Черного моря. Это когда корабль, допустим, стоит у причала, а данные его навигационного комплекса показывают, что он находится где-нибудь в самой середине Чёрного моря. То есть они не могут определить свое собственное местоположение со всеми вытекающими из этого последствиями.

— Вы говорите о способах радиоэлектронной борьбы. Но сейчас же мы борьбу не ведём. Ведём лишь электронную разведку, раз уж они приблизились к нашим границам. Для чего ведем? С какой целью? Что с помощью полученных данных, можем затем сделать?

— Во-первых, мы прослушиваем их переговоры. И второе: ведем разведку с целью получения картины, отражающей сигналы управления их оружием. Зная их, мы как раз сможем создать для него «добавленную реальность», направив совершенно в другую сторону.

Мы ведём такую разведку постоянно. Не только, используя комплексы на борту летательных аппаратов, но делаем это с помощью наземных разведывательных комплексов, которые у нас есть в Крыму. Для этого даже не надо поднимать самолёт. Достаточно просто сесть в кресло, посмотреть на экран монитора, и практически все объекты, находящиеся в северной части Чёрного моря у нас будут как на ладони.

Кроме того, у Черноморского флота есть еще специальные разведывательные корабли, они выходят в море, где их аппаратура внимательно следит за нашими «гостями». Она фиксирует, на каких частотах какое оружие работает, на каких ведутся переговоры. Это всё затем анализируется и на основе такой картины составляется система управления нашим собственным электронным оружием.

— Но какие данные об их оружии мы собираем, если американцы сейчас не применяют его против нас? Они выполняют только электронные пуски. Для ведения разведки есть здесь какая-то разница?

— Естественно ракеты они не применяют, а только тренируются. У них есть боевая программа применения, а есть учебная. Боевая от учебной отличается только тем, что в конце боевой программы нажимается кнопка и ракета летит. А в конце учебной — кнопка нажимается, но ракета не летит. При этом компьютерное моделирование показывает, поразила ли ракета цель условного противника. Для нас в обоих случаях разница небольшая. Наши системы разведки эти пуски отслеживают, записывая все параметры. Они будут такими же в случае боевой стрельбы.

Так что американцы тренируются работать по нам. Мы – по ним. Но здесь важно, чтобы не было каких-то провокаций, которые способны превратить учебную электронную стрельбу в реальную боевую.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.