Ученые разоблачили миф об особой женской эмоциональности

Эмоциональная нестабильность женщин и, соответственно, частые перепады настроения всегда объяснялись колебаниями гормонального фона. Но американские психологи из Мичиганского университета пришли к выводу, что это не что иное, как укоренившееся предубеждение, гендерный стереотип.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Scientific Reports, показывают: женщины не более эмоциональны, чем мужчины.

Фото: Наталья Мущинкина

В эксперименте, который продолжался 75 дней, приняли участие 142 мужчины и женщины, причем последние были распределены по четырем группам: три из них принимали оральные контрацептивы разных видов, которые выравнивают гормональный фон яичников, одна группа ничего не принимала.

Ежедневно все участники проходили тестирование, в котором отслеживались их эмоциональная изменчивость по трем индексам: непостоянство, эмоциональная инерция и цикличность. Ученые выяснили, что между мужчинами и женщинами в этом плане очень мало различий, причем прием оральных контрацептивов тоже не отразился на психологическом состоянии. Различия, если они и были, оказались незначительными. неожиданные перепады настроения, особенно в период менструального цикла или климакса, сложилось, можно сказать, исторически. Это привело к тому, что на женщин смотрели как на слабое звено, и даже исключали из участия в психологических исследованиях, потому что колебания уровня гормонов яичников приводят к отклонениям, что неминуемо скажется на результатах исследования. Подавляющее большинство психологических нарушений, указывают авторы эксперимента, изучено и описано исключительно для мужчин.

Характерно, что самки животных по той же причине были исключены из биомедицинских, неврологических и социальных исследований на десятилетия.

Итак, по мнению ученых, биологам, медикам, неврологам и исследователям социальных процессов следует скорректировать свои концептуальные и статистические методы и выкинуть, наконец, миф о гормонально-эмоциональной нестабильности женщин.

— Все мы знакомы со стереотипом о повышенной эмоциональности женщин, – считает психолог Алексей Соломенников. – Этот стереотип глубоко засел в нас, в нашей культуре, и в своей наиболее проявленной форме находит отражение в обесценивании женских эмоций, отношении к ним как к несерьезным и не переносимым для окружающих (особенно для мужчин). Такое отношение часто проявляется в словах «перебесится и успокоится», «что-то опять себе придумала», «да какая депрессия, погрустит и пройдёт» и т.д. Это подрывает у женщин ощущение собственной нормальности, заставляет не доверять своим переживаниям и мыслям.

В моей практике нередко происходила ситуация, когда женщины разного возраста без каких-либо признаков психических расстройств приходили на консультацию с единственным вопросом: «Скажите, со мной все в порядке?». И в каждом таком случае они описывали обычные, здоровые человеческие реакции на различные жизненные события, но не доверяли им. Их практически убедили, что с ними что-то не так. Но все было в порядке.

Результаты исследования дают мужчинам право быть эмоциональными вопреки стереотипу, преследующему их. Все мы знакомы с установками «мужчины не плачут», «мужчина должен быть сильным», «настоящий мужчина ничего не боится», «мужчина – это воин, достигатор, хищник». Все эти установки серьезно ограничивают эмоциональную жизнь мужчин – им остается только агрессия, которая, однако, в последнее время также осуждается либеральной повесткой западных стран (вы наверняка слышали про токсичную маскулинность).

В моей практике достаточно много мужчин, и они так же, как и женщины, ищут понимания. Но это понимание они склонны искать именно у мужчины (друга или психолога), поскольку считают свое обращение за помощью слабостью. Им нужно услышать, что с ними все в порядке. Бояться, горевать, плакать, не хотеть достигать и соревноваться – нормально! Мужчины тоже живые люди.

Тем не менее, многие судебные психиатры считают, что необходимо учитывать биологические фазы женского организма. В частности, во Франции эксперт может привести в суде доказательства предменструального синдрома (ПМС), и это будет принято в качестве аргумента для смягчения вины и даже признания ограниченной вменяемости.

Маргарита Качаева, эксперт-психиатр, профессор рассказывала мне о подобном случае, когда и в российском суде было принято во внимание особое состояние женщины, совершившей непредумышленное убийство своего мужа. В ее медицинской карте было записано, что она страдает от ПМС и совершенно не владеет собой в эти дни, в связи с чем наблюдается у специалистов. В критические дни тихая интеллигентная женщина превращалась в фурию.

— Женский и мужской гормональный фон изначально разные, – подтверждает психолог Ольга Агафонова. – Это факт. У нас разная репродуктивная система, мужчины детей не вынашивают. Кроме того, у женщин все происходит далеко не одинаково. У кого-то есть ПМС (тянет живот, меняется настроение), а у кого-то – нет. Это не зависит от приема комбинированных оральных контрацептивов. Их дозировка не такая большая, чтобы выровнять эмоциональный фон. Она влияет на работу яичников, и они засыпают. Но, когда речь идет о подготовке к ЭКО, женщину буквально накачивают гормонами. И это, конечно, сказывается на эмоциональном состоянии. На этих «качелях» женщина психологически не стабильна: может смеяться, а через минуту – рыдать. Конечно, многое зависит и от условий жизни, но гормоны раскачивают нервную систему, которая связана с гормональной. Как собственно, и другие системы нашего организма.

Всегда учитывались и личностные особенности человека. Есть люди истероидного склада, это относится и к мужчинам, и к женщинам. Мы все знаем мужчин, которые при температуре 37 начинают готовиться к смерти. Точно так же и среди женщин встречаются сдержанные по характеру или лабильные.

Раньше гендерные роли в обществе были другими. Сейчас они мигрируют, женщины наравне с мужчинами, они стали более выносливыми, причем не только физически, но и психологически. К примеру, хирург должен быть собран и сосредоточен. Во время операции гормональный фон врача никому не интересен.

Что касается эмоциональности, то женщины все-таки более внимательны к деталям, чутки, эмпатичны, противоречивы. Мужчина сел и поехал, а женщина может сто раз переменить свое решение…

Но у меня вопрос к тем, кто исключал из исследований женщин, апеллируя к тому, что у них настолько нестабильный эмоциональный фон, что они не могут дать адекватный ответ в каких-то опросах.

К слову, в переводе с греческого «истерия» значит «матка». Психические расстройства у женщин во времена Гиппократа связывали именно с «блужданиями» этого органа по телу. И, если в XIX веке диагноз «истерия» ставился женщинам с поразительной регулярностью, то сегодня этот термин считается устаревшим.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.