Спасти рядового Ермака

Публикация Bellingcat (признана в России иноагентом) расследования «Анатомия «вагнергейта»: дерзкая украинская операция по поимке российских наемников» ставит под удар умеренно-русофильское крыло в украинской власти.

Андрей Ермак Фото: en.wikipedia.org

Под ним в нынешних условиях Незалежной надо понимать тех людей, которые хотели бы найти взаимопонимание с Россией по проблеме урегулирования в Донбассе, по вопросу транзита газа через украинскую территорию, а также ослабления репрессий против пророссийской политической оппозиции и пророссийских СМИ и возможности их легальной деятельности.

Речь, прежде всего, идет о главе Офиса президента Украины Андрее Ермаке, у которого русская мама, родом из Ленинграда, а папа был крупным советским чиновником, служившим по внешнеэкономической линии при Горбачеве. В таких семьях вряд ли вырастают бандеровцы и украинские националисты, в них, как правило, детям прививают русскую культуру.

Обычно, когда в России говорят о пророссийских силах на Украине, то имеют в виду, прежде всего, Виктора Медведчука и его «Оппозиционную платформу – «За жизнь». Это так. Но проблема Медведчука в том, что у него нет реальной власти, а после закрытия Зеленским трех его телеканалов еще и ограничен медийный ресурс. Некоторый вес в глазах официальных украинских лиц ему придает близость к Путину – он воспринимается ими как представитель российского президента. Да, Медведчук может дать понять, чего хочет Кремль от Киева, но он не в силах ни на что повлиять и изменить, как бы ни старался. А вот Ермак может.

Напомним, что именно благодаря «Тимофеичу» (так его называют «на работе»), который в феврале 2020 года заменил неповоротливого и не умеющего стратегически мыслить Андрея Богдана на посту главы Офиса президента Украины, удалось интенсифицировать переговоры в минском формате. Уже в марте он несколько раз встретился в Минске с замруководителя главы администрации президента России Дмитрием Козаком, курировавшим Донбасс и Украину.

Тогда стороны смогли договориться о разведении военных подразделений в нескольких местах на линии соприкосновения (и действительно их, в конце концов, развели), об обмене пленными, об открытии дополнительных КПВВ.

Но самое главное – Козак и Ермак смогли договориться о полной реализации минских соглашений, что в итоге превращало Украину из унитарного государства в конфедерацию Украины и Донбасса. По задумке, это было бы формально единое государство, а по сути – вторая Босния и Герцеговина, где сосуществовали бы два независимых друг от друга государства. Причем Донбасс, на бумаге остававшийся Украиной, полностью контролировался бы Москвой.

И это устраивало и Кремль, и Офис Зеленского.

Напомним, что согласно Минску ДНР и ЛНР имеют право на проведение независимой от Киева внешнеэкономической деятельности. Это означает на практике возможность заключения экономических договоров, в частности с Россией.

Таким образом, российские банки могут свободно открывать свои представительства и филиалы в республиках, абсолютно не опасаясь того, что подпадут под западные санкции. Если они не могут официально действовать в Крыму из-за опасений санкций, то реализация минских соглашений в полном объеме дает им право в отличие от Крыма совершенно свободно открывать свои представительства в Донбассе, на территориях, неподконтрольных Киеву. Российские инвестиции и российский бизнес также могли бы совершенно официально действовать в ЛДНР.

И когда Путин говорит, что его указ о признании в России сертификатов происхождения товаров из ДНР и ЛНР, не противоречит Минску, то он совершенно прав, так как полтора года назад об этом договорились Козак с Ермаком. Деятельность нового главного инвестора Донбасса Евгения Юрченко, который в этом году начал работать в ЛДНР, из той же серии. Об этом также было договорено с Ермаком.

Успешности переговоров Козака с Ермаком способствовали следующие обстоятельства: Москва понимала, что Донбасс, как и Крым, на этом этапе присоединить нельзя, но и нельзя от него отказаться, так как это будет сочтено русским патриотическим сообществом предательством.

Киев же в свою очередь понимал, что Россия Донбасс не отдаст, военным путем вернуть его нельзя – для этого нет ни сил, ни ресурсов, но отказ от Донбасса никогда не будет одобрен активной украинско-националистической общественностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Выход из этой патовой ситуации и в глазах Кремля, и в глазах Ермака был один: конфедерация Украины и Донбасса. Ермак смог тогда убедить в этом варианте Зеленского. Именно поэтому украинский президент и дал разрешение главе своего Офиса предупредить Москву о том, что украинские спецслужбы собираются задержать вагнеровцев, посадив самолет с ними, вылетевший из Минска, в Киеве. Зеленский и Ермак не хотели срывать достигнутые договоренности с Кремлем.

Именно из-за этих договоренностей Кремль покинул Владислав Сурков, предшественник Козака на посту куратора Донбасса и Украины, потому что был против них.

Он никогда бы не ушел в отставку, если бы понимал, что проект «конфедерация Украины и Донбасса» не серьезное предприятие.

Естественно, против этого проекта на Украине были украинские националисты, силовики и спецслужбы, но пока в Белом Доме сидел Трамп, который публично сказал Зеленскому: договаривайтесь с Россией, они не могли активно выступать против украинского президента.

И проект был бы реализован, если бы на президентских выборах в США победил Трамп, а не Байден. Но победил последний, и тогда по команде из Вашингтона Зеленский остановил его реализацию. Ермаку пришлось пока уйти в тень.

Пребывание «Тимофеича» во главе Офиса Зеленского дает шанс России, что при более-менее благоприятной внешнеполитической ситуации Москва и Киев смогут вновь вернуться к реализации проекта «конфедерации Украины и Донбасса».

Сейчас главное — дождаться подходящего момента, и чтобы к этому времени под давлением ястребов, вызванным расследованием, Зеленский «не ушел» Ермака с должности, сделав козлом отпущения за провал операции по задержанию вагнеровцев.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.