Конец «многовекторности»: решение Лукашенко признать Крым объяснили

Глава Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Крым – это Россия не только фактически, но и юридически, а когда он лично посетит полуостров, в этом отпадут последние сомнения. Лукашенко подчеркнул, что первым делом он собирается прилететь в Севастополь к президенту России Владимиру Путину. Кроме того, Лукашенко признался, что готов просить Москву о размещении в Белоруссии ядерного оружия, если оно появится в Польше. «МК» выяснил у экспертов, чем руководствовался Лукашенко, когда делал свои заявления.

Фото: president.gov.by/ru.

«Россия, по крайней мере официально, никогда не требовала от иностранных государств признать Крым своей частью. При этом Россия всегда была обеспокоена тем, чтобы крымчане не чувствовали никаких претеснений, например, когда дело доходит до поездок за границу. К сожалению, страны Запада заставляют их обращаться за разрешением в Киев, а они этого делать не могут и не будут. В этом смысле Белоруссия никогда не внушала Москве каких бы то ни было опасений, но на уровне обыденного сознания у граждан, которые интересуются уровнем российско-белорусской интеграции, все время возникал вопрос, когда же наконец Лукашенко перестанет играть в вопросе признания Крыма, отговариваться, выставлять какие-то условия и так далее», — заявил «МК» замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.

  Что касается размещения ядерного оружия в Белоруссии, то Затулин отметил, что и этот вопрос Москва никогда не поднимала. Причем лично у него есть сомнения в необходимости такого шага. «Ясно, что Лукашенко заявил о ядерном оружии, чтобы позлить Запад, который налагает на него санкции, не признает его президентом. Для России может быть более важным размещение военно-воздушной базы в Белоруссии. Самолеты НАТО повадились летать вдоль российских границ, и нам надо вовремя их сопровождать», — отметил Затулин.

  В целом же он считает, что заявления Лукашенко связаны с обострением отношений между Минском и странами Запада. При этом признание Белоруссией Крыма как части России не изменит ситуации на международной арене. «С учетом реноме самого Лукашенко, это будет повод для всплеска эмоций, историй о плане нападения на Украину со всех сторон и так далее. Но нам к этому не привыкать. Для Москвы важнее найти общий язык не только с белорусским лидером, но и с белорусским народом. Политический кризис внутри Белоруссии должен быть разрешен путем диалога между обществом и властями. Признание Крыма и размещение ядерного оружия никак не помогут Белоруссии стабильно развиваться как части Союзного государства с Россией», — заключил Затулин.

В свою очередь белорусский политолог Артем Агафонов отметил, что по соцопросам от 62 до 65% белорусов считают Крым частью России. «Крым — это одно из любимых мест отдыха белорусов еще с советских времен. То, что туда долгое время было сложно попасть, являлось определенной проблемой. Видимо, к следующему курортному сезону все сложности разрешатся, и белорусы получат удобный и недорогой доступ к Крыму. Лишь небольшая часть оппозиции воспримет решение Лукашенко в штыки», — говорит эксперт.

Агафонов уверен, что Лукашенко решил признать Крым, потому что его политика многовекторности полностью провалилась после протестов 2020 года, истории с посаженным самолетом, мигрантами и так далее. «Лукашенко понял, что пора вспомнить о своем союзническом долге и согласованной внешней политике. Чем больше он увеличивает доверие со стороны России, тем больше он увеличивает свои возможности внутри Белоруссии. Но кто бы ни пришел к власти после Лукашенко, его преемник или представитель противоположной стороны, даже в случае улучшения отношений с Западом он уже не сможет отыграть решение по Крыму назад», — заявил политолог.

Вместе с тем, Агафонов не уверен, что Россия согласится размещать ядерное оружие в Белоруссии. Во-первых, стратегическое значение республики не предполагает обязательного размещения там такого вооружения, оно будет избыточным. Во-вторых, если после Лукашенко к власти придут сторонники европейской интеграции (а такая вероятность есть), ядерное оружие на территории Белоруссии превратится в головную боль для Москвы.

Белорусский политический аналитик Александр Класковский вспомнил, что в 2015 году действительно две трети белорусов считали Крым частью России. По его словам, этому способствовала популярность российских СМИ. Однако, с тех пор новые опросы не проводились, и вообще независимая социология была полностью разгромлена. «После 2020 года расклад сил мог несколько измениться, по крайней мере демократическая общественность скорее всего не поддержит решение Лукашенко признать Крым российским», — говорит Класковский.

Эксперт напомнил, что в свое время отказ Лукашенко признавать Крым частью России вывел его на вершину многовекторной политики. «Наличие западного вектора долгое время помогало Лукашенко лавировать в отношениях с Россией, уходить от дискомфортных решений и так далее. Теперь этого нет и зависимость от Москвы возрастает. Это наверняка вызовет критику среди противников Лукашенко, которые постоянно говорят об угрозе белорусскому суверенитету», — отметил Класковский.

Впрочем, политический аналитик заметил, что Лукашенко в интервью «РИА Новостям» не говорил о юридическом признании Крыма частью России. Глава Белоруссии просто сказал, что приедет в Крым и это как бы само собой снимет все вопросы о принадлежности полуострову к тому или иному государству. В этой связи возможна такая ситуация, когда Лукашенко съездит в Крым, а его преемник этого не сделает, и вопрос о признании региона частью России снова окажется подвешенным.

Зато в отношении ядерного оружия у белорусов вряд ли будет два мнения, уверен Класковский. «В советские времена Белоруссия была напичкана ядерным оружием, но потом его вывезли, и белорусы отнеслись к этому с облегчением, потому что натовские ракеты больше не целились в них. И вот теперь Лукашенко снова хочет сделать Белоруссию мишенью для ядерного удара. Ничего хорошего в этом нет. У нас и так многострадальная земля», — заявил Класковский.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.