В набившей оскомину санкционной тематике наметился новый поворот. Перечень традиционных ограничительных мер, которыми грозит Москве Вашингтон — таких, как закрытие для России доступа к системе международных платежей SWIFT, пополнился еще одной «опцией»: запретом на конвертацию рубля в иностранные валюты. Реализуется ли эта угроза, и насколько она будет болезненна для экономики и граждан, рассказали экономисты.
Фото: Алексей Меринов
По данным Bloomberg, США и страны Европы рассматривают возможность введения санкций против крупнейших российских банков. В частности, лишив их возможности менять рубли на доллары, евро или британские фунты. То есть выходить на международный рынок и напрямую совершать сделки с иностранными коммерческими банками. Но как это осуществить технически и юридически? Тут, скорее, соответствующие предписания могут быть разосланы своим, западным кредитным организациям – мол, категорически нельзя иметь дела с российскими партнерами.
Валютная конвертация означает, что денежные средства одного государства обмениваются на валюту другого. Кстати, один из наиболее распространенных механизмов купли-продажи иностранной валюты за российские рубли связан с Межбанковскими Валютными Биржами (МВБ), которые имеют соответствующую лицензию от ЦБ. Каким образом коллективный Запад собирается блокировать эти рыночные операции, непонятно.
По словам экспертов, даже если каким-то неведомым, сказочным образом идея будет воплощена в жизнь, ничто не мешает закупать валюту у третьих стран, в частности, у Китая. С этой страной у России совершенно особые торгово-валютные отношения, неподвластные козням Запада.
«Если анализировать ситуацию детально, по сегментам, секторам, конкретным сделкам, то ничего особо страшного не просматривается, — говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Скажем, торговля со странами Евразийского экономического союза осуществляется преимущественно в рублях. Российская валюта доминирует в расчетах внутри ЕАЭС. Соответственно, тут никаких проблем не будет. С Китаем, нашим крупнейшим торговым партнером, существует межправительственное соглашение о проведении двусторонних платежей в национальных валютах (рубле и юане), и – фактическом отказе от доллара».
Та же история – с Индией, с которой практически все взаиморасчеты ведутся в рублях и рупиях, напоминает Беляев. Кроме того, продавая на Запад нефть, газ и другое ископаемое сырье, Россия зарабатывает доллары и евро, которые оседают на ее счетах. И никакая конвертация тут вообще не нужна: этой валютой спокойно можно рассчитываться в торговле с Америкой и странами Европы. Конечно, признает собеседник «МК», с моральной точки зрения ситуация неприятная. Тем более, что сами мы считаем рубль конвертируемой валютой и стараемся всячески поддерживать этот его статус.
«Это абсолютно нереальная угроза, — уверяет руководитель ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Чтобы запретить России расчеты в долларах или евро, соответственно, нужно надавить на американские или европейские банки и заставить их блокировать счета экспортеров. То есть администрации Байдена придется ввести санкции против своего же частного бизнеса и поссориться с европейскими союзниками.
При этом США продолжают импортировать нефть и сжиженный природный газ из России. То же самое делает Великобритания, которую американские СМИ называют одним из возможных союзников Америки на санкционном фронте.
Смысла в этой мере для США нет никакого, поскольку она приведет к полной дедолларизации российской внешней торговли (что, кстати, было бы неплохо). Напомню, что средства Фонда национального благосостояния уже не вкладываются в доллары».
А финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич не исключает грозных последствий для России. По его словам, хотя рубль практически не используется в международных расчетах, сам факт такого усиления давления на нашу страну рискует обернуться штормом на отечественном рынке. Панические распродажи рубля теми инвесторами, которые хотели «просто заработать» на разнице процентных ставок, могут вернуть рубль на исторические минимумы к доллару – около 80.
«Если нельзя будет конвертировать напрямую, то участникам расчетов придется обменивать через другие валюты, — рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Например, рубль в юань или японскую йену, а уже затем их — в доллары и евро.
Двойная конвертация сделает внешнеторговые и финансовые операции вдвое дороже. Это снизит рентабельность обмена товарами и услугами, сократит импорт, дополнительно повысит цены на потребительском рынке». Гражданам будет сложно, а то и невозможно приобретать валюту для поездок за рубеж и для накоплений, оплачивать покупки в иностранных интернет-магазинах.
Вероятно, резюмирует Гойхман, возникнут административные ограничения по объемам и курсу в снятии долларов и евро со счетов в банках. Все это станет благодатной почвой для возврата к черному рынку иностранной валюты.
Читайте материал "Обнародована радикальная идея ликвидации пробок на дорогах"
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.