Победные «Мили» Карапетяна: летчика-испытателя хранил Бог и любили люди

7 декабря не стало летчика-испытателя вертолетов, Героя Советского Союза Гургена Карапетяна. Он летал на всех типах вертолетов фирмы Миля, провел в воздухе более 5500 часов, став легендой еще при жизни. Ему довелось побывать в Афганистане, ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской атомной станции. Они первыми в России со штурманом на боевом вертолете Ми-28А выполнили «петлю Нестерова», «бочки», перевороты.

Фото предоставлено пресс-службой холдинга «Вертолеты России».

Гурген Рубенович не дожил двух дней до своего юбилея. 9 декабря, когда отмечается День Героев Отечества, ему должно было исполниться 85 лет. О легендарном летчике-испытателе рассказали «МК» его коллеги и друзья.

Гурген Карапетян вырос на Урале, в Свердловске. Погибшего на фронте отца ему заменил дядя Гурген Бейбутович Карапетян, который был главным конструктором ОКБ на Уралмаше. Сажая на участке картошку, парнишка наблюдал за полетами самолетов. И, как только позволил возраст, пошел заниматься в Свердловский аэроклуб. Первый свой самолет, По-2, он освоил, еще будучи школьником. Мечтал стать военным летчиком, но тут вмешался дядя, убедив племянника, что высшая квалификация — это летчик-испытатель с высшим образованием. С напутствием «иди и учись», Гурген отправился в столицу, в Московский авиационный институт. Сдал успешно экзамены и поступил на факультет самолетостроения.

С друзьями Гурген Рубенович делился, что его отчаянию не было предела, когда после 3-го курса группы стали определять как «самолетчиков», «ракетчиков», а они стали «вертолетчиками». Гурген задумался о переводе. Отправился в деканат. Заведующий вертолетной кафедрой Иван Павлович Братухин пытался объяснить молодому, амбициозному студенту, насколько перспективна вертолетостроительная отрасль. Но тот поставил условие: «На кафедре останусь, если поможете поступить на вертолетное отделение Центрального аэроклуба». Парень хотел летать! Он учился, а после занятий мчался в Чертаново, где летал на планерах, на следующий день спешил в Крюково на самолеты, а потом в Тушино, в Центральный аэроклуб, где его ждал вертолет «Ми-1».

На пятом курсе Гурген Карапетян стал чемпионом СССР по вертолетному спорту. Талантливого выпускника МАИ взяли на работу в Летно-испытательный комплекс в ОКБ Миля, где началась его карьера летчика-испытателя.

Коллеги говорят, что он по духу был испытателем.

— Вся жизнь Гургена Рубеновича была посвящена летным испытаниям вертолетов, совершенствованию методики летных испытаний. Представить Карапетяна специалистом другой области было практически невозможно, — говорит заместитель ЛИЦ по летному обеспечению, старший летчик-испытатель, герой России Александр Михайлович Климов. — Он начал свой путь в авиации с профессии инженера. Глубокие инженерные познания и научный склад ума сочетались в нем с летным профессионализмом, яркой летной одаренностью, исключительной техникой пилотирования, подчас удивлявшей видавших виды профессионалов. Благодаря этому сочетанию человеческих и профессиональных качеств он и сформировался как испытатель мирового класса, стал экспертом в области сложных и малоизученных явлений, сопутствующих испытательным полетам на пределах, а порой и за пределами установленных ограничений.

Александр Климов напоминает, что Гурген Карапетян — единственный в мире летчик, который дважды столкнулся с редким и опасным явлением хордового флаттера несущего винта. Таких случаев было всего пять за всю историю вертолетной авиации.

— Гургена Карапетяна невозможно представить вне авиации, авиационной науки, вне летных испытаний. До конца жизни он помогал испытывать вертолеты — совсем недавно, в августе и октябре этого года он консультировал и давал рекомендации при испытаниях вертолета Ка-62 на режиме авторотации с выключенными двигателями при выполнении сертификационных полетов. Судьба Гургена Карапетяна — это жизнь, отданная любимому делу. До конца, без остатка.

Летчики-испытатели Герман Алферов и Гурген Карапетян. Фото предоставлено пресс-службой холдинга «Вертолеты России».

— Гурген Карапетян покорил практически все виды вертолетов семейства «Ми». На его счету 10 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности вертолетов. Можете вспомнить наиболее сложные и опасные его испытательные полеты?

— Их было немало. Например, испытания хордового флаттера лопастей несущего винта вертолета Ми-24, из которого он успешно выходил. Его выход победителем из явления колебания типа земного резонанса на вертолете Ми-14. Или взять его посадки на режиме авторотации на вертолете Ми-26 с весом 15 тонн. И такую же посадку на вертолете Ми-14 на море. Гурген Рубенович на вертолете Ми-10К принимал участие в грандиозных строительно-монтажных работах Каменск-Уральского литейного завода.

Как вспоминали очевидцы, монтаж в вертикальной плоскости скрубберов-каплеуловителей выполнялся из дополнительной нижней кабины вертолета Ми-10К, который называли летающим краном. Всего было смонтированного более 420 тонн оборудования. Никто в мире на тот момент не выполнял подобных операций.

Во время афганской войны Гурген Карапетян обучал летчиков боевому применению и маневренным режимам на вертолетах Ми-8 и Ми-24 в горах. Когда в 1986-м случилась авария Чернобыльской АЭС, его вызвали в Припять. Чтобы отсечь радиоактивное излучение, планировалось с помощью вертолета Ми-26 установить над 4-м энергоблоком защитный купол. Эту сложную операцию решено было доверить двум виртуозам: летчикам-испытателям Гургену Карапетяну и Анатолию Грищенко. На внешней подвеске вертолета длиной 200 метров им нужно было перенести и установить 15-тонный купол. Они тренировались, примеривались, как обойти вентиляционную трубу, трижды летали к реактору, опускались ниже установленной приказом нормы. Отработав методику, схватив по 110 рентген, они улетели в Москву ждать отмашку от строителей. В это время, как рассказывал потом Гурген Робертович друзьям, председатель правительственной комиссии Лев Воронин, у которого заканчивалось время пребывания в Чернобыльской зоне, дал команду на выполнение работ военным вертолетчикам. Без подготовки они раскачали груз в воздухе и уронили купол на землю. Восстановить его было уже нельзя.

blank Вручение Гургену Карапетяну «Золотой Звезды» Героя Советского Союза. Фото предоставлено пресс-службой холдинга «Вертолеты России».

Напарника Гургена Карапетяна Анатолия Грищенко потом снова перекинули в Чернобыль. Он доставлял вентиляционные системы для саркофага, в результате у него развился лейкоз. Нужна была пересадка костного мозга. У нас в стране такие операции в то время не делались. Гурген Карапетян сделал все возможное, чтобы отправить друга в США. Операция в американской клинике прошла успешно, но болезнь прогрессировала. Летчику пришлось удалить одно легкое, а потом отказало и второе… Похоронили Анатолия Грищенко на Быковском кладбище в Жуковском.

— Гурген Карапетян пять лет, с 1992-го по 1997-й, руководил благотворительным фондом Героя России Анатолия Демьяновича Грищенко, — говорит Александр Климов. — Помогал ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Добился изготовления протезов во Франции для чернобыльцев, которым ампутировали ноги. Решал вопросы по проведению операций на сердце в Израиле, по замене локтевого сустава. Благодаря его усилиям из Франции были доставлены инвалидные коляски, медицинское оборудование и медикаменты.

В мае 1993-го вместе со штурманом-испытателем Сергеем Сергеевым они первыми в России показали воздушную акробатику на боевом вертолете Ми-28А, выполнив «петлю Нестерова», «бочки», перевороты.

Гурген Карапетян был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Дружбы народов, Знак Почета и еще девятью медалями. Но на лацкане пиджака, как говорят друзья, всегда носил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Она была для него самой дорогой.

— Гурген Рубенович любил шутить, что он последний армянин и последний летчик-испытатель — Герой Советского Союза, (указ о его награждении был подписан в январе 1991 года. — Авт.), — говорит летчик-испытатель вертолетов Александр Смирнов. — Он был с «милевской» фирмы, а я — с «камовской». Мы с ним нередко пересекались уже в поздний период, вместе ездили по заводам. Порой спорили, и довольно горячо. Но, как говорится, в споре рождается истина. Друг на друга мы не обижались.

Как рассказывают друзья, Гурген Карапетян гордился своими армянскими корнями, очень чутко относился к своим землякам. Тесно дружил со Степаном Анастасовичем Микояном, с которым работал на летных испытаниях.

Гурген Карапетян, заместитель главного конструктора по вертолету Ми-28 Марк Вайнберг, директор опытного завода МВЗ имени Миля Сергей Колупаев. Июль 1989 год. Фото предоставлено пресс-службой холдинга «Вертолеты России».

Гурген Рубенович притягивал к себе людей как магнит.

— Существует проза, существует поэзия, а есть гимны. Вот Гурген Карапетян был для меня человеком-гимном, — говорит летчик-испытатель, вертолетчик, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. — Он был из тех, с кем можно было общаться не только с 9 до 17.00, но и с 17.00 до 9 утра. Он всегда был настоящим, естественным, улыбчивым, искренним. Я, конечно, понимаю, что у Бога мы все живые. Ни один из нас не задержался еще на Земле. Но для меня это, правда, серьезная утрата. Я это говорю не для того, чтобы нагнать печаль. Я себя считаю одиноким, а его — счастливчиком. Он прожил великую, счастливую жизнь.

Вадим Базыкин отмечает оптимизм летчика-испытателя и его великолепное чувство юмора.

— Гурген Рубенович располагал к себе людей. И делал это не специально. Это было его сутью. Первое, что вы сделаете, подойдя к нему, — это улыбнетесь. Он был легким в общении, хорошим собеседником, умел поддержать, умел красиво сказать за столом. Он чудесно и красиво жил. На самом деле это большой труд.

Гурген Карапетян рассказывал друзьям, как однажды его судьба свела с владыкой Арсением — помощником Патриарха всея Руси Алексия. Услышав вопрос, верующий ли он человек, летчик-испытатель сначала растерялся, смутился, но потом признался, что в его жизни были моменты, когда его хранил Господь.

Он действительно не раз был на волосок от смерти. Но никогда не унывал. Все, кто знал Гургена Карапетяна, отмечают его жизнелюбие. Он был очень разносторонним человеком. Любил классическую музыку, прекрасно разбирался в литературе, знал наизусть множество стихотворений.

Казалось, ему с рождения определена особая судьба. Гурген Рубенович родился 9 декабря. Теперь это День Героев Отечества.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.