Госдума приняла во втором чтении закон об общих принципах организации публичной власти в регионах. Порядок выборов губернаторов остался неизменным, а вот ограничения по количеству сроков отменены. Зато Президент РФ в любой момент будет вправе отправить их в отставку без объяснения причин.
Фото: president.tatarstan.ru
Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») доложил, что новый закон о принципах организации власти в регионах к январю 2023 года постепенно полностью заменит действующий с конца 90-х годов закон на ту же тему, признанный устаревшим. В процессе доработки текст документа вырос на 100 с лишним страниц, потому что «после бурных дискуссий», объяснил докладчик, было решено прописать в нем все без исключения 170 полномочий органов власти субъектов РФ по предметам совместного с федеральным центром ведения. По словам г-на Крашенинникова, сейчас эти полномочия прописаны во множестве разных отраслевых законов. «Когда нас при доработке текста спрашивали представители субъектов: «А почему такое полномочие не написали?» — мы говорили: «Так это уже есть в таком-то законе и сейчас», а они отвечали: «Первый раз слышим…» Впредь, уточнил г-н Крашенинников, если захочется возложить на регионы какое-то еще полномочие, надо будет сначала внести изменение в этот закон о принципах организации публичной власти.
Региональные правительства ко второму чтению разрешили называть как угодно — в соответствии с традициями и обычаями. И региональные парламенты — тоже: Дума, Госсовет, Верховный совет, Народное собрание… Либерализм заканчивается на должности главы региона: в тексте осталась действующая и сейчас формулировка, запрещающая называть их президентами. Это требование единственным из субъектов РФ не исполнил и пока не собирается исполнять только Татарстан. Впрочем, на пленарном заседании ни один представитель республики не вынес на отдельное голосование поправки, предлагающие зафиксировать по факту сложившееся с молчаливого согласия Кремля положение вещей.
Представители многих фракций предприняли последнюю попытку оспорить предложенный авторами закона и поддержанный думским большинством отказ от ограничений по срокам для губернаторов. От имени фракции КПРФ Юрий Синельщиков предложил сохранить нынешнее ограничение: не больше двух сроков подряд. О том же говорила и Сардана Авксентьева («Новые люди»): «Два срока — вполне достаточно для губернаторов, избиратели нам на встречах говорили, что власть должна обновляться — такой у них запрос. После двух-трех сроков начинается удельное княжество, застой, и регион напоминает болото», — сказала она.
В ответ на все предложения такого рода г-н Крашенинников повторял одно и то же: закон не запрещает регионам аналогичное или какое другое ограничение по срокам установить на своей территории, прописав его в своей конституции или уставе. «Пусть сами решат, нужно оно им или нет», — говорил он. Докладчика поддержал и спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Все мы говорим, каких достижений смогла добиться Белгородская область при Савченко (Евгений, возглавлял регион 27 лет подряд. — «МК»), а по вашей логике он — эффективный губернатор, но два срока отбыл, и все? Шаймиев — так же (Минтимер, возглавлял Татарстан 19 лет подряд. — «МК»)… Давайте ценить качество людей!»
Все кроме единороссов захотели отдельно обсудить и поправки, связанные с порядком выборов глав регионов. Больше всего внимания было уделено т.н. муниципальному фильтру (кандидатом на высокую должность может стать лишь тот, кто соберет в свою поддержку подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов из трех четвертей муниципальных образований региона). Представители «СР», КПРФ и ЛДПР считали, что этот фильтр нужно отменить хотя бы для партий, представленных в Госдуме и региональных парламентах. Алексей Диденко (ЛДПР) назвал «нонсенсом» ситуацию, когда парламентская партия без сбора подписей выдвигает кандидата на должность президента страны, но «вынуждена бегать за муниципальными депутатами». Галина Хованская («СР») назвала муниципальный фильтр «неразумным» и предложила для внепарламентских партий его хотя бы смягчить, сократив до 5% максимальное количество требуемых для выдвижения подписей муниципалов. «Его (муниципальный фильтр. — «МК») ввели, чтобы отсечь маргинальных элементов от участия в губернаторских выборах, но он стал непреодолимым барьером для всех оппозиционных политиков», — заявила независимый депутат Оксана Дмитриева. По ее словам, прописанные в законе требования невыполнимы ни для одной оппозиционной партии по отдельности, ни даже для всех вместе взятых (с учетом засилья единороссов в муниципалитетах) — в результате подписи «предоставляются основным кандидатом своим спарринг-партнерам, и получаются не выборы губернаторов, а в лучшем случае плебисцит о доверии тому кандидату, который назначен…»
«Если вы хотите делать революцию в избирательном законодательстве, не отсюда надо начинать, мы избирательное законодательство не трогаем», — отвечал на все такого рода предложения г-н Крашенинников.
Между прочим, хотя речь действительно идет о порядке выборов, но прописан-то он на данный момент как раз в законе об общих принципах организации власти в регионах, и соответствующие статьи были перенесены в идущий ему на смену новый закон.
Третье чтение запланировано на 14 декабря.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.