Идея «убрать кремлевский погост» оказалась 70-летней давности: началось со Сталина

Один из самых высокопоставленных народных избранников, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов решил отметить приход 2022-го предложением вынести из мавзолея тело Ленина и удалить с Красной площади все захороненные там останки видных деятелей СССР. Эта «громкая», воистину скандальная тема уже неоднократно обсуждалась прежде. Причем первые проекты такого переноса относятся еще к коммунистическому периоду, к середине прошлого века.

Фото: Сергей Иванов

Нынешний «подход к мавзолейной теме» осуществил Борис Чернышов — представитель думской фракции ЛДПР, партии, глава которой Владимир Жириновский уже неоднократно выступал в прошлые годы с требованиями о выносе тела Ленина из мавзолея. Сейчас соратник Владимира Вольфовича в беседе с РИА Новости поддержал идею ликвидации «кремлевского погоста». В сообщении новостного агентства приводится его высказывание о том, что размещение такого кладбища на Красной площади «кощунственно», и что могилы этих видных деятелей советского периода должны находиться «не на том месте, где развернуты каток и торговые ряды, где люди отмечают Новый год, гуляют, приезжают из регионов».

«Давно уже Красная площадь должна быть освобождена от этого комплекса захоронений», резюмировал Борис Чернышов.

Между тем идея переноса забальзамированного Владимира Ильича и его «соседей» — захороненных около мавзолея «верных ленинцев» Дзержинского, Калинина, Жданова… — в другое место возникла гораздо раньше, почти 70 лет назад. А толчком для ее появления послужила смерть Сталина. Уже через день после кончины Генералиссимуса вышел вот такой документ: «Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР О сооружении Пантеона — памятника вечной славы великих людей Советской страны.

Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР постановляют:

В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание — Пантеон — памятник вечной славы великих людей Советской страны.

По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В.И.Ленина и саркофаг с телом И.В.Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся».

Понять логику принятия такого документа легко. Данная идея носила тогда сугубо практический характер. «Кремлевские товарищи» понимали, что существующий мавзолей маловат даже для двух саркофагов. А ведь в будущем придется хоронить и тех, кто «наследует» советский «престол» после Иосифа Виссарионовича. А их-то тела куда девать? Где размещать с подобающим почетом? Территория престижного «кладбища» за мавзолеем тоже невелика, и там хватит места далеко не всем скончавшимся «ближайшим соратникам».

Решение проблемы подсказал опыт других стран. Например, в Париже, в Риме устроены для таких целей Пантеоны. Вот пусть и у нас в Москве появится такой.

По следам опубликованного постановления тогда же, весной 1953-го был объявлен открытый конкурс на лучший проект грандиозной усыпальницы. Откликнулись многие, причем не только профессиональные архитекторы, но и простые граждане. Именно от них поступили самые экзотические проекты.

Один из конкурсантов предложил выполнить Пантеон в виде огромного яйца, поставленного «на попа» и оформленного снаружи в стиле индийских храмов.

Другой соискатель нагромоздил в своем эскизе целый лес островерхих башен…

Учитель черчения В.Железняк, не имея, видимо, талантов к рисованию, отправил словесное описание своей идеи: на огромной квадратной площадке «символизирующей четыре стороны света»,  возвышается цоколь пятигранной формы (по числу частей света), на его главном фасаде — шесть полуколонн-пилястров, «символизирующих 6 союзных республик, составлявших СССР на заре его существования», пилястры венчает мощная плита с надписью «Ленин — Сталин» и барельефами вождей. Над цоколем поднимается 60-гранный корпус («символ народностей 60-ти национальностей, составляющих СССР»). А вместо купола этот корпус должен был венчать огромный глобус, с выделенной на нем ярким красным цветом территорией Советского Союза!

Но самым креативным кажется вариант некоего слесаря, приславшего в родной обком «для передачи в комиссию ЦК КПСС» школьную тетрадку. Придуманный им Пантеон выглядел таким образом: исполинские фигуры Ленина и Сталина, взявшиеся за руки и призывно указывающие свободными руками вперед («в светлое будущее»!), а в боках этих скульптур сделано множество углублений для урн с прахом «заслуженных людей Страны Советов». В отдаленной перспективе одежда монументальных Ильича и Виссарионовича оказалась бы сплошь покрыта «заплатками» мемориальных плит, закрывающих эти ниши.

Характерная деталь. Во многих других проектах авторы зарезервировали рядом с саркофагами Ленина и Сталина место и для других тел. Видимо, наши сограждане уже усвоили идею об обязательной мумификации каждого очередного усопшего вождя, поэтому места должно было хватить для всех!

Довелось слышать, что один из «работяг», решивший из лучших побуждений поучаствовать в конкурсе, даже написал в пояснениях к своему рисунку: мол, по соседству с Владимиром Ильичом и Иосифом Виссарионовичем, я предусмотрел площадку для саркофага с забальзамированным телом нашего дорогого руководителя и верного сталинца Никиты Сергеевича Хрущева.

За такую трогательную заботу о благополучно здравствующем пока лидере страны этого «творца» вроде бы даже стали «трясти» тогда органы госбезопасности.  

Пока шло время объявленного конкурса «в верхах» решали, где следует разместить будущий Пантеон вождей. Вариантов рассматривалось несколько. Одна из локаций — в районе Софийской набережной, на другом от Кремля берегу Москвы-реки. А вот вариант, поддержанный Исполком Моссовета: в районе Ленинских гор, в нескольких километрах южнее высотки МГУ.

Но все эти планы и проекты заглохли. Уже через год всякие упоминания о строительстве Пантеона из газет и журналов исчезли. Видимо, в Кремле решили не торопиться с внедрением такой новации. А уж когда еще через пару лет на ХХ съезде громыхнуло осуждение культа личности, и вслед за тем состоялся вынос мумии Сталина из мавзолея, о каком уж тут Пантеоне вождей можно говорить!

Впрочем, Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 6 марта 1953 года формально оставалось в силе на протяжении еще более 20 лет. Его «дезавуировал» лишь Совет Министров РСФСР, утвердив в декабре 1974-го решение, согласно которому были взяты под госохрану, как исторические памятники, мавзолей Ленина и некрополь у Кремлевской стены.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.