В Казахстане указали на знаковое событие, произошедшее незадолго до протестов

О стабильности в Казахстане говорить пока рано. Ситуация в некоторых регионах до сих пор тревожная. В дальнейшем, экспертам еще предстоит сделать взвешенную оценку происходящим событиям.

Мы поговорили с правозащитницей из Алматы, которая рассказала, с чьей подачи могли быть организованы погромы в городе, какие зарплаты получают люди и почему полицейские бездействовали в первые дни протестов.

Наша собеседница работает в правозащитной организации Казахстана. Женщина часто сталкивается с работой правоохранительных органов и не понаслышке знает о ситуации в стране.

Для начала мы попросили рассказать про менталитет казахов и пояснить, как люди дошли до погромов.

— Наш народ миролюбивый и терпеливый, — начала собеседница. – У нас в стране принято уважать старших и тех, кто занимает высокую должность, достиг каких-то высот. Мы терпеливы к таким гражданам. Но выдержка не вечна. Народ долго ждал, когда власть наестся, а в стране восторжествует справедливость. Потому что какие-то подвижки к изменениям вроде были. Но чуда не случилось. Сейчас все вспыхнуло и загорелось ярким пламенем, потому что терпение лопнуло.

— Как думаете, к погромам причастны митингующие?

— Мирные митингующие не имеют отношение к погромам. Когда народ вышел на улицу, ситуацией мгновенно воспользовались провокаторы. На самом деле ни один казах не станет разрушать здания, поджигать, воровать и грабить до такой степени, как мы наблюдали в Алматы. Мародерство и разбой — дело рук криминальных элементов. Сейчас ходят слухи о том, что их специально вовлекали в эти процессы. Поверьте, в беспорядках участвовал не народ, который вышел на митинги и обозначил свои требования.

— Почему в некоторых городах митинги прошли мирно, а в где-то начались погромы?

— Не во всех городах дали команду громить и разрушать. Судя по всему, в Алматы бандиты получили четкие указания.

— От кого?

— Сегодня прошла информация, что по подозрению в госизмене задержан экс-глава Комитета нацбезопасности Казахстана. Скорее всего, это связано с тем, что разгром аэропортов и акиматов (районная администрация – «МК») шел с подачи госорганов.

— Самые мощные протестные движения наблюдались в Алматы. Говорят, там бедно живут люди. Богатые там есть?

— В Алматы достаточно богатых. Большинство из них имеют отношение к руководству страны. Наверняка, многие из них уже покинули Казахстан. Есть предположение, что погромы в аэропорту учинили как раз для того, чтобы дать возможность улететь олигархам.

— Какие средние зарплаты в Казахстане?

— Я делала мониторинг по зарплатам в стране. В аулах до сих пор люди получают – 45 тысяч тенге, это чуть больше 100 долларов. В городах средняя зарплата — 150 тысяч тенге. Грубо говоря, 300-400 долларов получают люди. Но наши власти озвучивают другие цифры. Они пытаются преподнести, что в Казахстане средние зарплаты 200 – 260 тысяч тенге (33 тысячи – 44 тысячи рублей). Это нечестные подсчеты. Они складывают заработки госслужащих, простых людей, бизнесменов, выводят среднее арифметическое, когда делают такие выводы. 

— Сколько зарабатывают госслужащие?

— Госслужащие Астаны получают от миллиона до полутора миллиона тенге (160 тысяч — 250 тысяч рублей). На Новый год прошла информация, что наш министр образования сам назначил себе премию в размере 15 млн тенге (2,5 млн рублей). Руководители национальных компании в среднем получают от 3,5 до 25 млн тенге (600 тысяч – 4,2 млн рублей). Это страшный социальный разрыв. Поэтому люди озлобились.

— Жилье дорогое в Казахстане?

— Купить жилье в Казахстане на честно заработанные деньги сложно. Для этого нужно состоять в какой-то программе. Либо встать в очередь, как многодетные и получить кредит со льготами, либо быть молодой семьей. Но кредиты надо выплачивать. Да и не каждой семье дадут кредит. Необходимо иметь стабильную зарплату. А сегодня стабильности нет. Поэтому все арендуют квартиры. В Алматы сейчас арендное жилье дорогое. Средняя цена на аренду – 200 тысяч тенге (33 тысячи рублей). Это неподъёмные деньги для обычных семей.

Чтобы накрыть новогодний стол и купить подарки, потребовалось минимум 100 тысяч тенге (17 тысяч рублей). Почему после протестов люди оказались в бедственном положении? Все готовились на Новый год, потратились, чтобы накрыть стол. Праздники закончились, и люди остались без денег, без продуктов, магазины все закрыты. 

— Как думаете, ситуация в стране скоро успокоится?

— Алматы в напряжении. В городе не прекращается стрельба. Власти отчитываются, что магазины открыли, появилась возможность оплатить продукты банковской карточкой. Но людям нечем платить. Многие берут продукты в долг у продавцов, под запись. Банкоматы разграблены. А те, что остались, быстро опустошаются. Их особо не пополняют.

— Психологически тяжело жить в информационном вакууме, когда нет интернета?

— Очень тяжело. Как только появляется интернет на 10-15 минут, люди пытаются связаться с родными, сообщить, что живы-здоровы. Страшно еще вот что. Власти дают сводки: погибло столько полицейских, столько людей – но никто не пишет, что погибли мирные люди. Нет ясности, сколько погибло гражданских, сколько раненых. Два дня назад появилась общая информация: пострадало 1000 человек, порядка 400 госпитализировано, 62 — в реанимации.  Мы не знаем, кто эти люди, фамилий нигде нет. Идут страшные новости, что на улицах людей расстреливают в упор. Сегодня знакомый рассказал историю, как его брат вышел на улицу, наткнулся на полицейского и тот просто так выстрелил ему в ногу. Он начал орать: вы что творите? А тот ему в ответ: «Я сейчас оторву на себе погоны, скажу, что это ты сделал, тебя посадят, так что заткнись». Мы живем в страшное время. Поэтому я не удивлюсь, что, когда начались погромы, полицейским не дали команды защищать народ, и они сбежали. Несколько дней мы наблюдали как в Алматы мародерствуют, людей убивают. В первые дни нас просто слили и отдали на растерзание. Сейчас дана команда дать отпор мародерам. И сразу что-то заработало. 

— Говорят, мародеры — приезжие? Кто они на самом деле?

— Считаю, что среди погромщиков могли быть казахи, связанные с криминалом. И про них могли знать полицейские. Я — правозащитница, мы работаем с жертвами насилия. Давно боремся с коррупцией в правоохранительных органах и сталкиваемся с тем, что полиция прикрывает насильников, если у тех есть деньги. Особенно это заметно в Алматы. Мы с ними ничего не можем сделать. Полиция обвиняет нас, что мы раздуваем ситуацию, дает якобы недостоверную информацию. Но к нам обращаются реальные жертвы. В этом году нам удалось посадить семь человек в тюрьму. 

— Считаете, что полиция Алматы могла быть связана с преступниками?

— Считаю, что дружба полицейских с насильниками, педофилами, агрессорами всех мастей, которые грабят, нападают на людей, не случайна. Допускаю, что стражи порядка держат рядом таких бандитов. Когда им нужно, они будут работать и осведомителями, и исполнителями. К тому же у нас недавно прошла амнистия. Из тюрьмы выпускали тех бандитов, у которых были деньги и которые могли оказаться полезными властям.

— Давно прошла амнистия?

— Амнистия прошла ко Дню независимости, 16 декабря. 11 тысяч человек амнистировали. Кому-то сократили сроки, на свободу вышли около 5 тысяч. Правозащитники, которые защищают женщин от насилия, возмущались тем, что под амнистию попали люди, которые совершили преступления против личности. Выпустили людей, которых ранее посадили за то, что они причинили тяжкий вред здоровью, сидели за истязание, доводили до суицида. Освободились садисты, которые избивали жен, нападали с топорами. Вот и судите, на что они способны. Не исключаю, что они оказались полезны в дни погромов.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.