На саммите ОДКБ по Казахстану у Токаева дрожал голос

Внеочередной саммит лидеров ОДКБ, созванный 10 января по инициативе Казахстана, выглядел как попытка объясниться с мировым сообществом по поводу недавних событий в республике. Однако два главных вопроса — что с Назарбаевым и кто стоит за попыткой госпереворота — остались без ответа. Владимир Путин в своем выступлении заявил о неизбежном повторении сценария «вмешательства извне во внутренние дела постсоветских государств» и предупредил коллег об опасности контролируемых из-за рубежа соцсетей. Именно с них, по его словам, начинаются протестные акции граждан, за которыми следуют нападения террористов.

Внеочередной онлайн-саммит ОДКБ.

Экстренный характер внеочередной сессии ОДКБ подчеркивало время начала саммита. Лидеры собрались перед экранами уже в 10 утра по Москве, хотя обычно такие встречи стартуют не раньше полудня. Президенту Таджикистана даже не успели толком наладить связь: один раз сигнал пропал прямо по ходу его выступления. Однако первым слово получил глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, которому явно не терпелось объясниться с мировым сообществом по поводу событий, происходящих в республике. Выглядел он по-прежнему сильно взволнованным, зачитывал речь по телесуфлеру, но до конца справиться с дрожанием в голосе так и не смог, что особенно бросалось в глаза на фоне выступлений других участников. (Впрочем, Путин, несмотря на внешнее спокойствие, тоже перепутал имя казахстанского коллеги, назвав его Кемелом Жомартовичем).

По версии г-на Токаева, Казахстан столкнулся с попыткой госпереворота и с самым тяжелым кризисом за все 30 лет своей новейшей истории. Руководство деструктивными силами, напавшими на республику, осуществлялось из единого центра, а все события, случившиеся с начала года, являются звеньями одной цепи. «Они подчинены единому разрушительному замыслу, подготовка которого шла продолжительное время. Как долго — год, два, три, — покажет следствие», — подчеркнул Токаев. Все началось с мирных митингов протеста против повышения цен на газ, за ними последовали беспорядки, к которым «как по единой команде» присоединились криминальные элементы, религиозные радикалы, отъявленные бандиты и мародеры, а далее, по словам Токаева, развернулась «горячая фаза» — в действие «как огромная стая гиен» вступили группы вооруженных боевиков, действовавших по заранее намеченному плану. У главы республики не вызывает сомнения участие в агрессии зарубежных террористов — это позволило Казахстану обратиться за помощью к ОДКБ. «Устав ООН признает за каждым государством неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне», — подчеркнул Токаев, посетовав на неправильное понимание ситуации на Западе и пообещав в ближайшее время представить на суд мировой общественности дополнительные доказательства нападения на республику международных террористов. Он пояснил, почему деструктивные силы избрали своей мишенью именно Алма-Ату, но не ответил на главные вопросы — кто пытался организовать госпереворот и как в тоталитарном государстве оказалось возможным существование многотысячных «спящих» ячеек боевиков? Все это, по его словам, выяснится в ходе следствия. Стоит отметить, что ни на одном из предыдущих саммитов ОДКБ Казахстан (в отличие, например, от Таджикистана и Армении) на внешнюю угрозу (не говоря уже о внутренней) никогда не жаловался. К тому же граничит республика исключительно с дружественными странами, в частности, Россией, Киргизией, Узбекистаном и Китаем.

Однако, по мнению Александра Лукашенко, на границах Казахстана давно «скопилось немало международных террористов». Такая же ситуация, считает Батька, и в других постсоветских республиках — Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, который особенно нуждается в военно-технической поддержке, «чтобы потом это не обошлось дороже, как с Казахстаном». «Нужно совершенствовать и управляемость ОДКБ, и те силы, которые мы готовы задействовать. Нас ждут серьезные вызовы в перспективе», — предупредил Лукашенко. Владимир Путин согласился с тем, что события в Казахстане — «далеко не последняя попытка» вмешательства во внутренние дела постсоветских государств. Однако меры, принятые по линии ОДКБ, «ясно показали», что «мы не позволим раскачивать ситуацию у себя дома» и «не дадим реализовывать сценарии цветных революций». Главным источником опасности, по мнению ВВП, являются социальные сети: в них происходит вербовка террористов в «спящие ячейки», а также «предпринимаются попытки вовлечения наших граждан в протестные акции, которые являются предтечей нападения террористов». Надо сделать так, чтобы впредь подобные события не застали нас врасплох, чтобы мы сумели дать отпор любым провокациям, сказал Путин. По словам Дмитрия Пескова, у Кремля пока нет конкретных предложений по регулированию соцсетей в РФ. Однако зло, которое они несут, «надо купировать». Обычно с подобными инициативами выступают депутаты или сенаторы: Госдума, как ожидается, вернется с каникул 17 января, СФ — 24-го.

Примечательно, что на сессии ОДКБ ни слова не было сказано о Нурсултане Назарбаеве, хотя именно судьба елбасы и степень участия его семьи в последних событиях интересуют и самих казахстанцев, и мировую общественность больше всего. Дмитрий Песков дал понять, что Россия делает ставку на действующего президента Казахстана, а пытался ли Путин дозвониться до его предшественника — он не в курсе. «Для президента Путина основной задачей было поддержание регулярного контакта с главой государства, с президентом Токаевым» — так спикер Кремля ответил на вопрос, беспокоит ли ВВП, где сейчас находится Назарбаев и в каком статусе.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.