Ультиматум Кадырова народу Ингушетии остался «не замеченным» верховной властью

Ну до чего вежливые люди живут у нас на Кавказе! Не прошло и трех дней, как Яхья Хадзиев, бывший глава управления по делам религии при главе Ингушетии, принес свои извинения своему тейпу за встречу и объятия с Рамзаном Кадыровым, как он извинился теперь уже перед самим Кадыровым — за предыдущее извинение. В свою очередь глава Чечни выразил готовность извиниться перед ингушским народом.

Фото: chechnya.gov.ru

Правда, лишь в том случае, если враждебно настроенные к нему ингуши убедят Кадырова в его неправоте. Если не убедят — пусть пеняют на себя.

Напомним, что отношения между двумя братскими нахскими народами обострились после чечено-ингушского территориального размежевания, проведенного в 2018 году: до этого четко определенной административной границы между республиками не было. По мнению многих жителей Ингушетии, соглашение о границе, заключенное главами регионов, ущемляет интересы ингушского народа.

«Я поступил неправильно, поприветствовав и обняв его, — покаялся перед однотейповцами Яхья Хадзиев после того, как на него обрушился вал критики. — Простите меня ради Всевышнего. Я не подозревал, что это будет так неприятно для вас».

Ситуация не осталась без внимания главы Чечни. Фактически он предъявил ингушскому народу ультиматум. Да-да, именно ультиматум и именно народу в целом. «Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров обратился к ингушскому народу и попросил выдвинуть обвинение и определить степень наказания, если они считают его в чем-то виноватым», — сообщает Чеченская государственная телерадиокомпания «Грозный».

Далее приводится прямая речь Кадырова: «Скажите, что вы хотите сделать: избить, изгнать, убить. Обоснуйте по законам Российского государства или Шариата, в чем я виноват и обратитесь к моему роду, старейшинам и официально предъявите наказание, соблюдая все наши традиции! И если я виноват – я постараюсь доказать свою правоту и извиниться. Или же я приму любое наказание!».

Финал сюжета таков: «Глава Чеченской Республики заявил, что если ингушский народ не предъявит своих обвинений, он сполна спросит с тех, кто пытается очернить его честь. Он дал трое суток ингушскому народу, пока они не предъявят обоснованные обвинения».

Каким именно будет спрос с «очернителей», ЧГТРК «Грозный» не уточняет. Нет исчерпывающего ответа на этот вопрос и в первоисточнике: ролик с соответствующими высказываниями размещен в Инстаграме помощника Кадырова (аккаунт самого главы Чечни в Instagram заблокирован из-за санкций). Но кое-какие намеки все-таки имеются.

«Я не собираюсь дальше шутить, — говорит Кадыров. — Если вы меня необоснованно обвиняете и стараетесь оскорбить, задеть честь, достоинство, клянусь Всевышним Аллахом, для меня не существуют никакие законы, чтобы отстаивать свою честь, достоинство, достоинство семьи, народа… Я пойду на все. Я вам обещаю дать ответ достойный».

А вот еще одно информативно важное место кадыровского монолога: «Не имеет значения — глава я республики, не глава. Я соблюдаю все каноны ислама, все обычаи, традиции, адаты своего народа». Теми же древними обычаями Кадыров предлагает руководствовать и своим ингушским критикам: «Вот у нас претензии к Кадырову, поэтому мы его считаем врагом, поэтому мы его, как увидим, убьем. Вот мы объявляем кровную месть. Озвучьте это, пожалуйста».

Если в ход пошли такие аргументы, то, похоже, Рамзан Ахматович и впрямь не шутит. Кровная месть — штука серьезная.

«Этот механизм действует до сих пор, хотя в наше время он сильно ослаб и постепенно заменяется частично Шариатом, частично волей Рамзана Кадырова, — просвещает интернет-издание «Чеченинфо», «мультипортал о Чеченской Республике», в обстоятельной статье «Кровная месть у чеченцев». — ЧIир (чеченское слово — «МК») — это практически всегда месть чеченца чеченцу, равного равному, осуществляемая с соблюдением целого кодекса неписаных правил. Обычно ее объявляют за убийство, но бывают и другие причины — чаще всего это серьезное оскорбление. Есть и обычная месть — допустим, пьяные русские солдаты убили жену и детей чеченца. Если он сможет, он их убьет, но это не будет чIир…»

Судя по всему, запах жареного явственного ощутил и Яхья Хадзиев — в противном случае не стал бы, не убоявшись позора, вымаливать прощение у Кадырова. Но не будем слишком строги к бывшему чиновнику: возможно, им двигали благородные побуждения — предотвратить, пусть и ценой унижения, междоусобную войну.

Странно, однако, что тревожного аромата совершенно не чувствуют в Кремле. Иначе бы, наверное, как-то отреагировали на ситуацию. Ординарной ее при всем желании не назовешь. Представьте себе, что глава одной российской области (например, Тверской) предъявляет ультиматум другой (ну, скажем, Ярославской). Заявляя, что законы для него не существуют и что такие оскорбления, как те, что нанесены ему соседями, следует смывать кровью. Не представляется? То-то.

То ли все внимание Кремля поглощено внешнеполитическими проблемами, то ли там просто знают, как реагировать. Впрочем, не будем раньше времени поднимать панику. Вполне возможно, что в Кремле все видят, все знают, что ситуация полностью под контролем и мы просто не понимаем хитрого замысла федерального центра.

Что если чечено-ингушский кризис служит для «обкатки» внешнеполитических сценариев? Ведь «там», за «бугром» тоже не все верят сегодня в серьезность наших ультиматумов. Пусть безумная идея — не рубайте сгоряча. Во-первых, другого позитивного объяснения молчанию «вертикали» все равно пока нет.

Второе — и главное — обстоятельство: не только официальный Грозном, но и официальная Москва привержена древним обычаям. А один из наиболее древних и наиболее востребованных наших политических адатов: «Бей своих, чтоб чужие боялись».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.