Музей Нурсултана Назарбаева в его родовом селе Шамалган во время недавних беспорядков в Казахстане едва не разграбили. Местным жителям, которые объединились в народную дружину, удалось отстоять историко-культурный центр «Атамекен». Самые ценные экспонаты были заблаговременно помещены в специальное хранилище.
Президентский лимузин Нурсултана Назарбаева 2001 года в музее его родного села помещен в стеклянный куб Фото: Светлана Самоделова
Жители Шамалгана рассказали нам, что Нурсултан Назарбаев приезжал в родное село 2 января, судя по всему, он заночевал у родного брата — младший брат Елбасы Болат и сестра Анипа имеют в Шамалгане дома и живут там. Затем Назарбаев выехал в Киргизию (до Бишкека от Шамалгана три часа езды) и улетел в ОАЭ. Читайте об этом в нашем репортаже.
Предгорное село Шамалган, где родился и вырос первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, довольно большое. До районного центра Каскелен — 8 километров, до Алма-Аты — около 50. Машина по хорошей дороге не идет, а летит. Никакого тебе ямочного ремонта, не говоря уже об ухабах.
Шамалган трудно назвать селом, это, скорее, благоустроенный городок с пятью школами, современным спортивным комплексом, домом культуры, двумя супермаркетами, большим фруктохранилищем. Две улицы в селе — Альжан-ана и Абиш-ата — носят имена родителей первого президента Казахстана. Как говорят местные жители, купить тут дом под силу не каждому. Они в два раза дороже, чем в среднем по стране. Жители — весьма креативные. Например, мы видели автомойку, где на фасаде была прикреплена надпись: Абу Даби. Не зря, получается, они выбрали название столицы ОАЭ.
Зарправка в Шамалгане называется, как столица ОАЭ Фото: Светлана Самоделова
Под музей Нурсултана Назарбаева отдана большая территория. В официальных документах он обозначен как историко-культурный центр «Атамекен». Центр построили в 2017 году, когда Назарбаев еще был действующим президентом.
В фойе встречаемся взглядами с нарисованным Нурсултаном Назарбаевым. Портрет Елбасы весьма необычен. Он сложен из оправ очков с бриллиантовыми вкраплениями и удивительным образом повторяет черты лица первого президента Казахстана.
— Приглядитесь, — призывает нас старший научный сотрудник Алпамыс Абу. — За каждой линзой мозаики — портреты батыров, которые живут в народной памяти.
Можно представить, сколько стоила картина, заказанная у американского художника Дэвида Датуна. Известно только, что Фонду президента ее подарили от имени акима тогдашней Южно-Казахстанской области.
Здание музея Назарбаева в Шамалгане выглядит стильно Фото: Светлана Самоделова
— Нурсултан Назарбаев видел свой портрет?
— Да, он дважды бывал у нас в музее, последний раз — в 2019 году. Каждый раз выражал благодарность за то, что люди чтят его в родном селе.
— Чья была идея организовать в селе музей?
— С этой инициативой выступили одноклассники Нурсултана Назарбаева. Деньги на строительство комплекса выделили меценаты, в том числе — банкиры.
В музее стоит макет дома, который Нурсултан Назарбаев построил вместе со своим отцом-чабаном. Его мама была из семьи муллы. У Нурсултана Назарбаева — два брата и сестра. Старшего из братьев Сатыбалды уже нет в живых, он умер в 1981 году. В Шамалгане живут младший брат Болат, ставший одним из богатейших людей Казахстана, и сестра Анипа.
Дом, где вырос Нурсултан Назарбаев, сгорел в начале 2000-х из-за короткого замыкание в электропроводке. Никто не посмел подойти к горящему дому, потому что там везде были установлены видеокамеры.
Макет дома семьи Назарбаевых в Шамалгане. Сам дом сгорел Фото: Ирина Боброва
Отдельный стенд посвящен генеалогическому древу Назарбаевых.
— У нас говорят, что человек только в двух случаях скрывает свое происхождение: если он действительно не знает своих матери и отца, и, если у него отец был конокрадом или разбойником, — объясняет экскурсовод.
Как выяснилось, Нурсултан Назарбаев еще в детстве знал наизусть 12 поколений своих предков, среди которых были Карасай батыр — участник джунгарских сражений и Болек батыр, руководивший тысячной армией.
Генеалогическое древо семьи Назарбаевых Фото: Светлана Самоделова
Мать Нурсултана Назарбаева Альжан слыла в селе лучшей певуньей, также она прославилась как поэт-импровизатор. Она частенько организовывала и вела праздники. Нурсултан унаследовал от матери ее ораторские и музыкальные способности. Сельчане рассказывают, что он отлично играл на баяне и домбре. Чтобы купить баян, все лето лепил соседу из глины кирпичи, который строил дом. На вырученные 32 рубля приобрел инструмент и самоучитель игры на баяне. Самостоятельно научился на нем играть. Вся улица собиралась у их дома, чтобы потанцевать фокстрот. Громкая музыка мешала соседям. И отец Нурсултана Назарбаева даже грозился изрезать гармошку. Потом они с ребятами стали уходить танцевать за село, где начинались кукурузные поля.
Назарбаев в кружке «Юный натуралист» Фото: Ирина Боброва
Сколотив агитбригаду, Нурсултан Назарбаев ездил с друзьями-комсомольцами с концертами по соседним селам, где наряду с песнями исполнял и русские народные частушки. По воспоминаниям одноклассниц, он отлично вальсировал, и девчонки нередко занимали очередь, чтобы с ним потанцевать.
Рядом с домом семьи Назарбаевых был разбит большой яблоневый сад. Они так ухаживали за деревьями, что у них всегда был самый большой урожай яблок.
По воспоминаниям старожилов, в 40-х годах Назарбаевы приютили у себя в доме семью Туменовых, которых депортировали из Карачаево-Черкесии.
— В знак благодарности чемпион России по армейскому рукопашному бою Альберт Туменов подарил музею свой пояс. Младший брат Нурсултана Назарбаева Болат принимал его в селе, сопровождал. У нас в Шамалгане живут представители 17 национальностей, и ныне все поддерживают друг друга.
— Когда в Казахстане начались протесты, вы закрыли музей, забаррикадировались?
— Мы с жителями села сами сторожили здание музея. Самые ценные вещи, принадлежащие Нурсултану Назарбаеву, сразу убрали. У нас есть хорошее хранилище с сейфами.
— Двери музея не пытались взломать?
— Около 20 человек подъехали на машине к воротам. Наши жители, которые объединились в дружину, вышли, объяснили им, что это охраняемый объект, и им лучше не пытаться проникнуть на его территорию.
— Это были не местные люди?
— Нет, у нас в селе все знают, что по всему периметру территории музея стоят видеокамеры. Это были приезжие. Кто они — мы можем только догадываться.
— Что будет дальше с музеем Елбасы, если он окончательно попадет в немилость?
— Музей надо сохранить, это наша история. К тому же в Шамалгане не так много культурных мест. Зачем его убирать?
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.