Сегодня кажется довольно странным, что актеры, и прежде всего хорошие актеры, прибегают к маскам. В этой статье мы хотим поговорить о роли театральной маски и об основных преимуществах. Купить театральную маску можно перейдя по ссылке.
Во-первых, актер, скрывающий свое лицо маской, основывает свою игру уже не на подвижности лица, а на движениях тела, — действуя, таким образом, с театральной точки зрения весьма благоразумно. В театре, действительно, мимика имеет примерно такой же эффект, как висящая на стене камея: приближаясь, можно различить и любоваться деталями, но это не украшает комнату. Как бы рационально ни был построен театр, большая часть публики смотрит на актеров издалека, и лица их кажутся сильно уменьшенными, а расстояние размывает детали их мимики. Поэтому маска скрывая мимику, даёт возможность артисту раскрыться через позы, жесты, речи.
Но у мимики есть еще один недостаток. В самом деле, если бы актер всегда был обращен к зрителям, то нюансы его лица могли бы более или менее хорошо восприниматься, но он должен двигаться, поворачиваться к своим спутникам, действовать, ходить и т. д., в большинстве случаев его лицо увидит лишь половина публики.
Разоблаченный и чрезмерно озабоченный своим лицом, современный актер в конечном итоге пренебрег театральным инструментом, созданным его телом. Маска естественным образом усиливает выразительную силу тела благодаря известному закону замещения органов и функций: у человека, лишенного рук, развиваются ноги, у слепого прикосновение становится заменой отсутствующего зрения, и когда кто-то хочет научить всадника крепко держаться в седле, его заставляют садиться на лошадь без стремян или без седла. Маска, однако, имеет не только воспитательное значение: зритель, перед которым на сцене стоит актер в маске, фиксирует свое внимание на его теле, за мимикой которого он следит с гораздо большей интенсивностью. Мимика тела по существу театральна — она воспринимается всем помещением и, благодаря своей скульптурности, остается выразительной под каким бы углом на нее ни смотрели — выражение же лица атетрально, доступно из ближайших мест, тем дороже, только в функции одной точки зрения, особенно выгодно.
Но это еще не все: благодаря нашему воображению неподвижность маски исчезает, как только актер, который ее носит, покидает свою неподвижность и начинает действовать. Так, в музыке гармоническая педаль, на которой композитор строит ряд созвучий, производит непрерывное впечатление изменения, разнообразия, хотя и остается неподвижной определенное количество тактов. (Характер маски не должен, однако, находиться в слишком вопиющем противоречии с ролью, подобно тому, как, например, в музыке можно использовать гармоническую педаль только на тонике или доминанте, а не на сенситиве). Наконец, черты маски можно подчеркнуть, придав им ту силу, тот характер и ту силу выражения, которых требует театр и чего никогда нельзя ожидать от лица, каким бы выразительным оно ни было.
Использование масок в древнегреческом театре восходит к культу Диониса, и первым автором, использовавшим их, был трагик Феспис.
Вот мини-список самых известных масок:
— Дзанни, старейшая маска слуги
— Арлекин, мошенник-слуга (Бергамо)
— Баланцоне, самонадеянный врач (Болонья)
— Бригелла, умная служанка (Бергамо)
— Коломбина, озорная служанка (Венеция)
— Панталоне, пожилой купец (Венеция)
— Пульчинелла, глупая и меланхоличная служанка (Неаполь).
Комментарии закрыты.