Стоимость нефти продолжает оставаться на высоком уровне, располагаясь вблизи $90 за баррель. По прогнозам международных инвесторов, бочка «черного золота» в этом году впервые за долгое время возьмет планку в сто баксов. Россию, львиная доля бюджета которой формируется за счет экспорта углеводородов, такие цены устраивают. Сырьевые успехи позволяют наращивать финансовую «подушку», которая спасет экономику страны при падении цен на топливо. Между тем пока заработанная сверхприбыль продолжает лежать мертвым грузом на резервных счетах государства, никак не наполняя кошельки рядовых потребителей.
Фото: Геннадий Черкасов
Даже несмотря на небольшие коррекции, нефтяные котировки продолжают радовать бюджеты государств, доходы которых напрямую зависят от цен на энергоресурсы. За год стоимость «черного золота» подскочила вдвое: если в январе 2021-го баррель оценивался в $45, то сейчас его цена доходит до $90. Мировая экономика восстанавливается после коронавирусных провалов, и спрос на сырье возвращается к допандемийному уровню.
Зарубежные эксперты дают оптимистичные прогнозы насчет будущего нефтяной промышленности. Международное энергетическое агентство уверено, что, несмотря на нашествие «Омикрона», большинство стран не собирается вводить строгие карантинные ограничения. Поэтому мировая потребность в «черном золоте» скоро достигнет 99,7 млн баррелей в сутки, что примерно на 200 тыс. «бочек» больше уровня 2019 года. Более того, по оценке ОПЕК, благодаря ограничению поставок углеводородов на мировой рынок в прошлые годы в ближайшие месяцы рост цен продолжится, и баррель может подскочить выше $100. Таких котировок мировой рынок не видел с 2014 года.
Россию подобное развитие событий не может не радовать. По итогам 2021 года профицит отечественной казны достиг 515 млрд рублей — все благодаря дорогим углеводородам. В свою очередь, стоимость нефти, которая уже сейчас вдвое превышает заложенные в федеральный бюджет прогнозы на 2022 год в $44,2 за баррель, позволяет нашей стране отправлять прибыль выше этого показателя в Фонд национального благосостояния (ФНБ), размер которого, по данным Минфина, составляет теперь около 13,5 трлн рублей. По расчетам американского инвестиционного банка Goldman Sachs, сохранение высокого спроса на «черное золото» пополнит в этом году главную российскую кубышку еще одним триллионном.
Накопленная на «черный день» правительством сумма впечатляет: в пересчете на доллары она приблизительно равна $180 млрд, а такой объем можно сравнить с 11-12% ВВП России. Как полагают аналитики американского агентства Fitch, нефтегазовые поступления в российский бюджет за прошлый год составят примерно $125 млрд, из которых около $50 млрд придется на незапланированные чиновниками доходы. Часть средств, $35 млрд, уже распределены: эти деньги в течение трех лет правительство собирается потратить на инфраструктурные проекты. «Строительство нового жилья, транспортной инфраструктуры и повышение качества городской среды потенциально ведет к увеличению доходов населения, так как служит стимулом для создания новых рабочих мест», — рассуждает глава аналитического департамента AMarket Артем Деев.
Впрочем, эксперты не уверены, что дополнительные поступления послужат драйвером развития отечественной экономики и станут залогом укрепления благосостояния рядовых граждан. «Хотя за последнее время ВВП России в среднем прибавлял до 2% ежегодно, заработные платы рядовых обывателей продолжают находиться на уровне десятилетней давности», — отмечает старший аналитик Esperio Антон Быков.
В связи с этим эксперты призывают распределить «сверхплановый» профицит среди наиболее незащищенных слоев налогоплательщиков, причем, не только в качестве незначительных надбавок к зарплатам и пенсиям, а в виде единовременных, но масштабных дотаций. «За чертой бедности остается примерно 20 млн наших соотечественников, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Дополнительные доходы от экспорта углеводородов, которые пока лежат мертвым грузом в ФНБ или запланированы на инфраструктурные проекты с неясными перспективами, можно было бы раздать: каждому россиянину из числа малоимущих досталось бы по $2,5 тыс., или около 180 тыс. рублей».
Между тем повышение цен на энергоресурсы служит и определенным риском как для отечественной экономики в целом, так и для обычных потребителей. По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, заметная доля ФНБ аккумулирована в иностранных валютах: евро, юанях, фунтах стерлингов и иенах. Рост стоимости этих денежных знаков не успевает за разгоном российской инфляции, поэтому увеличение накоплений в «кубышке» можно назвать только условным. В свою очередь, повышение цен на энергоресурсы нагнетает обстановку на потребительских рынках мира. «В Европе инфляция превышает 5%, что частично обусловлено дорожающей нефтью. Часть затрат производители континента переложат на плечи импортеров, поэтому расценки на зарубежные товары для россиян будут только повышаться», — уверен эксперт.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.