Из трагических событий в Казахстане начала января важно сделать правильные выводы не только руководству республики, но и в России, и ОДКБ. Иначе возможны рецидивы. Так считает политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов.
Фото: Кадр из видео
Один из вариантов дальнейшего развития событий в Казахстане, считает аналитик, это – «временное затишье, перегруппировка сил боевиков и новое нападение в неожиданном месте». «Поскольку и социальная основа для протеста и криминально-исламская фронда будут сохраняться», — говорится в статье Юрия Солозобова, которая опубликована в журнале «Национальная оборона».
При таком сценарии, в свете объявленного Токаевым «похода на олигархов», усилится помощь от теневых спонсоров, потребуются новые фазы контртеррористической операции, пока «инфраструктура террора не будет разгромлена и не перекроются каналы финансирования».
«Только всякий новый ввод «миротворцев по вызову» будет происходить в более опасной обстановке и на куда худших условиях», — прогнозирует эксперт.
Он считает, что прямое усиление российской группировки в Казахстане также не приведет ни к чему хорошему, так как «это приведет к регулярным нападениям на российских военных и далее к возрождению басмаческого движения».
Наиболее оптимальным вариантом действий политолог считает условно «имперский» вариант – «планомерное освоение большой территории с первоначально токсичной и даже враждебной атмосферой». «Мы подошли к тому опасному рубежу, который показал, что одним наскоком – пропагандой, спецоперациями и рукопожатиями – всех накопившихся проблем не решить», — отметил политолог.
Юрий Солозобов объяснил, почему Казахстан – ключевой элемент обеспечения стратегической безопасности для России. С этой страной у нас самая протяженная в мире общая граница — более 7500 км. Сухопутная граница фактически открыта. Дестабилизация Казахстана сразу дает боевикам выход на Транссиб, Поволжье, нефтегазовые регионы.
В числе главных причин произошедшего в Казахстане политолог назвал следующие: двоевластие — Казахстан оказался в ситуации затянувшегося транзита власти; бедность — обильные нефтедолларовые доходы Казахстана распределялись крайне неравномерно; радикализм — при большой социальной напряженности и разрыве в доходах неизбежно появляется тяга к социальной справедливости.
Демографический бум привел к тому, что больше половины населения – молодежь, родившаяся после распада СССР. Велика доля маргинализированной молодежи – выходцев из села, где процветают криминальные группировки и общины радикального ислама.
С учетом того, что миротворцы ОДКБ сыграли важную роль в стабилизации обстановки, политолог предложил увеличить численность миротворческих сил ОДКБ с 3,6 тыс. военнослужащих до 10 тыс. человек.
Имеет смысл, считает эксперт, расположить в Казахстане Региональный штаб ОДКБ – на военном аэродроме Жетыген (ранее Николаевка), в 50 км к северо-востоку от Алма-Аты.
Политолог предложил развивать связи ОДКБ с Узбекистаном и Туркменистаном.
Главной проблемой в отношениях России и Казахстана политолог назвал отсутствие четкой внешнеполитической концепции по отношению к Казахстану. «Политика в отношении важнейшего партнера по ЕАЭС зачастую является субъективной и даже порой спонтанной, она не учитывает ни реальные интересы РФ, ни союзнические интересы стран-партнеров», — сделал неутешительный вывод политолог.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.