Правительству Мишустина исполнилось два года. Срок не слишком большой, но нужно помнить, какие это были два года. Хотя разве такое забудешь. Невиданная эпидемия, точнее несколько ее волн. Такое раньше даже представить себе было невозможно. С многомесячными локдаунами, остановкой производств, развертыванием полевых госпиталей и пропусками для перемещения по городу. Опять же невиданное санкционное давление наших зарубежных «партнеров». С отказом от исполнения уже заключенных контрактов (как пример, композитное крыло для новейшего российского самолета МС-61 нам пришлось срочно делать самим). И с еще более страшными угрозами «людоедских» санкций, начиная от отключения наших банков от международной системы платежей SWIFT до полного запрета ввоза в Россию всех товаров не только изготовленных в «свободном мире», но и произведенных с использованием их технологий.
Так получилось, что правительство с беспрецедентным уровнем поддержки внутри страны (напомним, что президент Путин сам выбрал Мишустина, предпочтя его четырем предложенным кандидатурам, а депутаты впервые в истории современной России утвердили его премьером единогласно) могло скатиться до уровня пожарной команды, которая вынуждена была бы метаться ликвидируя постоянно возникающие то тут то там угрозы. Что ж пожарный это опасная и благородная работа. Но задача то была поставлена другая. Намного более амбициозная. Не просто выжить, но и реформировать экономику и систему управления ей. Потому как кроме сиюминутных пандемийных и санкционных вызовов перед страной стоят вызовы более глобальные. Отставание или проигрыш в которых способны отбросить Россию в цивилизационной гонке далеко назад. Навсегда превратить ее в страну «третьего мира». «Зимбабве с ядерными ракетами». Эта задача переход к постиндустриальному информационному обществу. Где главным становится не само промышленное производство, а высокие технологии способные полностью его преобразовать, поставить на новый уровень. Когда дело не в том, чтобы произвести больший объем каких то деталей, а заменить их какой-то более технологичной деталью, которая стоит меньше, а служит намного лучше. Как то же самолетное крыло из композитов, а не алюминия. Которое сразу же делает самолет суперконкурентоспособным на рынке авиаперевозок.
Этот переход к постиндустриальному обществу задача столь масштабная, что обычному человеку даже непонятно как к ней подступиться. Гора вершина которой скрыта за облаками. С помощью лозунгов и призывов такую высоту не штурмуешь. Но способ есть. Надо разбить весь маршрут на маленькие задачи, скрупулезно продумать порядок их исполнения и предельно строго следить за сроками и качеством этих задач выполнением.
Новую управленческую культуру Мишустина я видел сам в построенном по инициативе премьера Координационном центре правительства. Эта культура проявилась уже в сроках его постройки (всего за несколько месяцев) и внешнем облике. Просторные, трансформируемые помещения. Никаких приемных и деревянных панелей на стенах. Зато суперкомьютезированные рабочие места и переговорные комнаты. И, конечно, сердце — Ситуационный центр. С экраном во всю огромную стену где по необходимости отображается любая информация от первичных органов исполнительной власти. Нам, к примеру, показали не только сколько средств освоено по каждому нацпроекту в каждом из регионов. На этом же экране можно было увидеть онлайн трансляцию всех строящихся объектов по всем программам национального развития. А таких объектов тысячи. Возможность получать в режиме онлайн неприглаженную отчетами информацию прямо с мест дает возможность для принятия или корректировки тех или иных правительственных решений. Также искусственный интеллект, который помогает анализировать полученные данные (куда же без него — человеческим «умом Россию не понять») помогает найти не всегда очевидные связи между выполнением частных задач и продвижением к глобальной цели. Возьмем проект «Демография» Понятно, это не только про увеличение рождаемости, но и про уменьшение смертности. Но что в населенных пунктах, не обеспеченных дорогами с твердым покрытием, смертность от острых состояний на 7,5% больше, чем у соседей — до такого человек если б и додумался, то точный процент вряд ли выдал. А тут у местных чиновников возникает прямой резон ремонтировать дороги не только к приезду начальства, которое с тебя же за повышенную смертность в регионе и спросит.
Цифровизация вообще уникальный рецепт улучшения российской действительности. Своего рода «пятый элемент». Просто добавь, но не воды, а цифровизации. И все получится. Понимаю, что звучит не слишком убедительно. Но постараюсь если не доказать, то хотя бы показать на примерах из нашей повседневной жизни.
Как автоводитель с 30-летним стажем я был убежден, что для наведения порядка на наших дорогах необходимы десятилетия. Какая-то казачья вольница даже не в соблюдении, а в нарушении ПДД помноженная на взяткоемкость дорожных инспекторов не давали никакой надежды. Кто мог представить себе, что это возможно изменить за считанные годы. Но это произошло. И сейчас на наших дорогах царит вполне среднеевропейский порядок без диких выездов на встречку. И все получилось после повсеместного внедрения камер видеофиксации нарушений. Да можно назвать это «цифровым гулагом», можно полицейскими функциями цифровизации. Но насколько спокойнее и комфортнее стало на дорогах. Насколько уменьшилось количество смертельных аварий и следовательно выросла средняя продолжительность жизни. Да и пешеходов на переходах сейчас пропускают не только предварительно убедившись , что за этим наблюдает камера.
Цифровизация же незаменима и своими организаторскими функциями. Еще пример из частной жизни: такой же нерешаемой проблемой в крупных российских городах казалась проблема такси. Какие лондонские кэбы или желтые нью-йорские такси. И все изменилось как по мановению волшебной палочки. Опять же в связи с цифровизацией, с введением онлайн-платформ для заказа авто.
А теперь примеры из дня сегодняшнего. Возьмем единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей на ребенка не достигшего 16 лет. Вы можете себе представить в какой ужас превратилась бы их осуществление в доцифровую эпоху. А сейчас она прошла почти без затыков. Да в первый день беспрецедентной нагрузки (13 с половиной тысяч обращений в минуту) портал Госуслуг рухнул. Но был восстановлен уже через сутки и больше такого не повторялось. Это кстати был первый кризис, который решался на площадке только что построенного Координационного центра.
Напомним, что Мишустин был выделен президентом за успешную реформу налоговой службы именно путем ее цифровизации. И готовность и понимание как этот успешный опыт масштабировать. Распространить на всю страну. И Путин не ошибся. Мишустин неизменно оправдывает свое неофициальное прозвище «цифрового премьера». Один из недавних примеров. Незаконную вырубку российского леса не могут победить десятилетиями. Каждый год «черным лесорубам» достается от 10 до 30 млн. кубометров леса. Правительством предложен новый способ контроля оборота древесины с помощью системы ЛесЕГАИС(подобной тем что используются для контроля за оборотом спиртного и табака). Теперь перевозка леса будет просто невозможна без сопроводительного электронного документа. С его же помощью можно будет отследить путь от делянки до обрабатывающего предприятия. Станет возможно собрать дополнительные пошлины на пиломатериалы и наконец запретить вывоз необработанной древесины за границу. И другого способа решения этой застарелой проблемы лично я просто не вижу. Летучие отряды неподкупных егерей-полицейских это точно не про нашу страну.
Цифровизация позволяет не только усложнять жизнь жуликам и ворам, но и упрощать ее честному бизнесу. Например, на форуме «Успешная семья – успешная Россия» несколько дней назад Мишустин сообщил, что в рамках эксперимента будет введен специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» для компаний с пятью и менее работниками и годовым доходом не более 60 млн. Для них отменят около 10 форм отчетности, включая налоговую декларацию. Еще более облегчить жизнь премьер пообещал сельскому хозяйству, которое сейчас долго и муторно отчитывается по субсидиям. «Вся бюрократия будет сведена к минимуму за счет новой информационной цифровой системы… Из отчетности останется только одна форма вместо 26».
Все это замечательно, но Мишустин не был бы Мишустиным если бы повсеместным внедрением «цифры» его достоинства ограничивались. Если бы он пытался управлять не выходя из-за пультов Ситуационного центра. Нет. Премьер четко понимает, что через камеру наблюдения можно увидеть многое, но не все. И поэтому сразу после назначения начал серию командировок в самые депрессивные регионы. В места куда высокие гости заглядывают не часто. Он стал первым главой исполнительной власти посетившим Калмыкию. И там он увидел не достроенный за 15 лет водопровод (должен был введен в строй в 2006 году) из-за которого доступ к питьевой воде имеют только 7% жителей республики. А в местной столице Элисте чистой воды вообще нет. Зато есть уголовное дело о хищении почти 300 млн. рублей, снятый за вранье президенту губернатор и два проржавевших ни разу не использовавшихся резервуара.
Наверное, в таких местах Мишустину лучше всего видна истинная длина пути к постиндустриальному обществу. И что одной цифровизации может оказаться недостаточно.
Но он не отчаивается. Он продолжает командировки.
За два года он уже объехал более сорока регионов России.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.