Новый штамм или подлиния «Омикрона» — ВА.2 — начал завоевывать планету «Чемпионами» стали Дания и Филиппины, где первый вариант «Омикрона» — ВА.1 менее чем за месяц был вытеснен новым и возобновилась пошедшая было на спад волна коронавируса. На очереди, по мнению эпидемиологов – Швеция, Индия, ЮАР… Мы побеседовали о новой напасти с иммунологом Николаем Крючковым.
Фото: pixabay.com
– Николай Александрович, расскажите, что это за новая разновидность «Омикрона»? Почему ученые именно с ВА.2 связывают рост заболеваемости в Дании?
– В процессе эволюции коронавирусной инфекции от предшественников, штаммов и линий предков отделяются потомки. Это как из ствола дерева появляются более или менее крупные ветви. Их очень много, но ученые обращают внимание только на «супермунтантов», к примеру, «Омикрон». Он, безусловно, выделяется серьезными особенностями — клиническими, эпидемическими.
Когда появился «Омикрон» – у него выявляли большую заразность, большое количество мутаций, уход от специфического иммунитета, сниженную патогенность и низкую летальность. Дальше эволюция не останавливается: большое количество заражений дает почву для появления все большего количества мутаций, и среди них периодически «выстреливают» какие-то определенные суперштаммы.
– Так ВА.2 – это штамм?
— Линия «Омикрон» — это совокупность штаммов с некими общими чертами, мутациями но они не идентичны. И вот внутри линии появился новый штамм — ВА.2. Его отличия от «предка» небольшие, но есть факты, которые вызывают беспокойство.
В некоторых странах типа Дании этот вариант уже начинает вытеснять другие штаммы «Омикрона», включая, конечно, самый до определенного времени контагиозный ВА.1… Сначала волна смешанного «Омикрона» из ВА.1. и ВА.2. вела к спаду заболеваемости, – датчане, заболевавшие по 3,5 тысячи на 1 миллион в день, полагали, что у них точно начался перелом, потому что дальше расти «Омикрону» было некуда (данные США и Британии показывали рост до 2600 заражений на миллион, а после наметился спад до 1300).
Но не угадали датчане — очень быстро, в течение недели у них снова коронавирус пошел в рост, – там уже до 5 тысяч заболевших на 1 млн в день. И это связывают именно с периодом замещения других штаммов линии штаммом ВА.2.
— Она, получается, более заразна и, соответственно, имеет больше мутаций в спайк-белке?
— У нее мало отличий от ВА.1. Но их, выходит, достаточно для того, чтобы ВА.2 выглядел самым эффективным и сильным среди всех «Омикронов».
— Наметился ли рост заболеваний в Великобритании, где недавно премьер-министр Борис Джонсон озвучил отмену некоторых противоэпидемических мер?
— Да, там тоже выявляют рост.
— Можно ли сказать, куда дальше пойдет эволюция «Омикрона»?
— По крайне мере, понятно, откуда этот ВА.2 взялся — из «Омикрона», а вот откуда сам «Омикрон», – пока не очень понятно. Мы знаем сейчас только, что он – не потомок «Дельты». Кстати, «Дельту» тоже не следует сбрасывать со счетов. Несмотря на более контагиозный характер «Омикрона», она может сохраниться в популяции в определенных количествах и потом устроить нам сюрприз.
Исследования на мышах показали: те, кто переболел просто «Омикроном», получают слабый иммунитет к другим линиям коронавируса, в частности, к «Дельте». Это такие качели — сначала одна линия и ее потомки выходят на авансцену, потом другие. Если честно, я раньше думал, что мы столкнемся с супер-«Дельтой», но вышло по-другому. Сейчас, когда со временем иммунитет наш будет активно вырабатываться на «Омикрон», появится другой суперпотомок от другой линии.
— Да что ж такое! Это никогда не закончится!? Ведь патогенность «Омикрона» падает. Об этом говорят все…
— Конечно, ситуация не беспросветная — патогенность на почве высокой заразности должна падать, последствия пандемии будут снижаться. Но в первое время, несмотря на снижение летальности заболевания, смертность от него может расти за счет очень большого роста заражаемости.
— Не болевший ранее коронавирусом человек становится более защищенным после «Омикрона»?
— Он может быть более подвержен, к примеру, «Дельте».
— Почему новая подлиния коронавируса не появилась сначала у нас?
— У нас с Европой своеобразные временные лаги. Там – большие транспортные хабы, в которые съезжается очень много населения с разных стран. Мы находимся вдали от тех потоков, у нас меньше аэропортов, да и плотность населения у нас значительно меньше.
— Сколько будет еще наблюдаться рост заболеваемости в России?
— Думаю, еще 3-4 недели, пока не дойдет до 100 тысяч заразившихся в день, потом наступит спад — примерно до 30 тысяч в день, и через какое то время — ближе к апрелю начнется новый подъем уже на фоне ВА.2.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.