Минфин в третий раз за последние два года повысил минимальные розничные цены (МРЦ) на крепкий алкоголь. Самая дешевая водка и коньяк в среднем подорожали на 7,5%. Опыт показывает: если растут минимальные цены, то скоро вслед за ними последуют и все остальные. Эксперты предупреждают, что по темпам роста стоимость крепкого горячительного может опередить инфляцию. Впрочем, меньше пить россияне вряд ли согласятся, причем не исключено, что внимание некоторых любителей заложить за воротник переключится на нелегальное спиртное.
Фото: Наталья Мущинкина
Стоимость самой дешевой водки выросла с 243 до 261 рубля, коньяка — с 445 до 480 рублей, а бренди — с 324 до 348 рублей за 0,5 литра. В результате минимальная цена «беленькой» за последние два года суммарно выросла на 20%, а двух остальных популярных горячительных напитков — на 10%.
Об инициативе чиновников в очередной раз увеличить стартовый порог расценок на крепкое спиртное стало известно накануне новогодних праздников, когда государство обычно проводит тарифную модернизацию рынка горячительного. Минфин устанавливает «минималку» на спиртные напитки с 2009 года в целях борьбы с теневым производством алкоголя. Государство как бы дает потребителю установку: за этот товар завод честно уплатил акцизы и прочие налоги, а другие более дешевые аналоги — контрафакт. Стоит отметить, что помимо МРЦ в этом году должны повыситься и акцизные ставки на спиртную продукцию в целом. Согласно поправкам в Налоговый кодекс о постепенной индексации, процент их рост определяется годовой инфляцией.
Как полагают эксперты, за счет повышения МРЦ любителям махнуть по рюмочке крепкого горячительного продемонстрировали только начальный уровень роста цен на их излюбленные напитки. По оценке инвестиционного стратега «БКС Мир инвестиций» Александра Бахтина, увеличение минимального порога может дать старт к более высокому удорожанию всей линейки крепкого алкоголя: в среднем цены могут вырасти на 5-15%. Впрочем, пока даже несмотря повышение цен и распространение новых штаммов коронавируса, россияне не утратили интереса к крепкому алкоголю. Продажи водки в прошлом году сохранились на прежнем уровне, а коньяка наши соотечественники выпили почти на 5% больше, чем раньше.
В свою очередь, однозначно прогнозировать способность МРЦ справиться с серым рынком крепкого спиртного, пока достаточно сложно. Согласно оценке Московской школы управления «Сколково», доля нелегального сорокаградусного алкоголя в нашей стране доходит до 30-40%, что намного больше, чем в других отраслевых секторах: в пивоваренном сегменте — 4–7%, в виноделии — 0,5%. «Еще лет 8-10 назад объем левого спиртного на отечественном алкогольном рынке оценивался в 60-70%, — напоминает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — То есть, долгосрочный тренд пока падающий, а не растущий. В краткосрочном периоде доли контрафакта могут колебаться в любую сторону в рамках одного-двух процентов, однако такие изменения слишком незначительны, чтобы говорить об устойчивом влиянии МРЦ на размер нелегального рынка».
Более того, существует мнение, что повышение минимальных расценок может даже стать дополнительным фактором роста сектора контрафактного алкоголя. «На фоне ускоряющейся инфляции резко падает уровень платежеспособности населения, — рассуждает Бахтин. — Залогом отказа от покупки крепкого алкоголя является отсутствие новых локдаунов, когда граждане могут свободно посещать повсеместно открытые рестораны и кафе. Рост цен в большей степени влияет на распространение и долю нелегального алкоголя на рынке».
Остается надеяться, что у повышения минимальных цен все-таки окажется больше плюсов, чем минусов. «Россия является далеко не самой пьющей нацией на планете, — отмечает Мильчакова. — Например, ОЭСР ежегодно ставит нашу страну только на 8-10 место в мире по потреблению алкоголя на душу населения. Первые места постоянно занимают страны Балтии и Северной Европы. Возможно, рост цен кого-то из наших соотечественников и заставит улучшить эту статистику».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.