Ученый назвал причины отставания РФ в области ударных беспилотников

Российское авиастроение серьезно отстало от мировых лидеров в области тяжелых ударных беспилотников. Россию в этом сегменте далеко обогнали США, Китай, а также такие страны, как Турция, Иран. Причины отставания назвали участники заседания «круглого стола», которое провел в онлайн-формате международный дискуссионный клуб «Валдай».

БПЛА «Пчела-1М». Фото: Pavel Adzhigildaev ru.wikipedia.org.

Так, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин отметил, что Россия вступила в гонку беспилотных технологий с небольшим запозданием, которое было вызвано двумя важными факторами: системным кризисом в стране в 90-е годы и недооценкой военными значения нового оружия.

«В тот момент, когда в направлении воздушных беспилотников произошел мощный рывок, Советский Союз распался, что повлекло за собой системный кризис на всей территории новообразованной Российской Федерации, — сказал эксперт. — У отечественной обороны отсутствовали ресурсы для разработки каких-то принципиально новых проектов. Практически все, что мы тогда исследовали или производили, делалось на основе советских технологий».

Ученый рассказал, что беспилотные аппараты разрабатывались еще в СССР. Например, аппараты Ту-143 «Рейс» и Ту-243. «Конечно, в то время ни о каком управлении в полете речи не шло, — отметил эксперт. — Все, что они делали, так это летели по заранее прописанной для них программе, производя съемку в нескольких точках маршрута, а в конце приземлялись на парашюте в месте расположения своих войск. Кстати, эти беспилотники используют до сих пор: например, украинская армия применяла их в конфликте на Донбассе».

Более современные беспилотники, такие, как комплекс «Строй-П» с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1Т», появились по заказу Воздушно-десантных войск в СССР незадолго до его распада. Но потом изменился конституционный строй государства и наступил глубокий системный кризис.

«Кроме того, у нас еще была серьезная проблема с осмыслением этой технологии военными, — отметил Кашин. — Мало того, что требования и запросы со стороны вооруженных сил к новому виду техники сформулировали с большим опозданием, так еще они были совершенно нереалистичными».

Неясно сформулированный заказ со стороны военных в «нулевые» годы и ряд ошибочных решений по первым проектам беспилотников вызвали серьезное отставание в этой области. Дела начали двигаться в правильном направлении только лет десять назад.

Тем не менее, как сообщил Василий Кашин, беспилотная авиация именно тем и хороша, что позволяет быстро наверстать упущенное, в отличие, например, от сложных в производстве современных истребителей, разработка и выпуск которых может занимать несколько десятилетий. То есть у российского авиапрома есть шанс наверстать упущенное.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.